9 июля 2018

Узбекистан проводит масштабные экономические реформы

Республика Узбекистан вступает в новую эру экономического развития с волной либерализации экономики. Об этом свидетельствуют первые успехи в реализации реформ и либерализации внутреннего рынка. Планируется также продолжение реформ в направлении углубления рыночной экономики, сокращения бюрократии, понижения налогового бремени и создания большей юридической определенности. Таким образом, самая густонаселенная страна в Центральной Азии приобретает все большую привлекательность для ведения бизнеса.

Инициированная новым Правительством Узбекистана под руководством Президента Шавката Мирзиёева всеобъемлющая либерализация открывает экономику страны. Этого шага долго ждали отечественные и зарубежные предприниматели. 5 сентября 2017 года завышенный в течение многих лет официальный обменный курс национальной валюты «сум» был скорректирован на параллельный курс по отношению к доллару США и были отменены значительные ограничения на конвертацию и облегчен доступ к иностранной валюте. Это устранило одно из самых больших препятствий для иностранного бизнеса и привлечения зарубежных инвесторов.

Больше свободы предпринимательства и меньше бюрократии

В пакет реформ Правительства Узбекистана входят дебюрократизированная внешняя торговля, возможность для развития предпринимательства, укрепление частной собственности и совершенствование нормативно-правовой базы данного сектора. Практика предыдущих правовых стандартов, применяемых различными органами государственной власти, должна быть прекращена. В будущем правовую систему государства будут регулировать только законы.

Реформы, которые уже реализованы, включают в себя упразднение необходимости получения многих лицензий и отмену препятствий на осуществление предпринимательской деятельностью; сокращение экспортных и импортных лицензий на определенные товары; значительное упрощение экспертизы импортных контрактов и отмену обязательства отчетов по импортным контрактам на сумму менее 100 тыс. долл. США; упрощенную обработку экспортных платежей; устранение обязательной инспекции перед транспортировкой и предоставление возможности свободного выбора аудиторской компании, осуществление добровольного контроля; отмену нетарифных барьеров для торговли в приграничных районах; введение прозрачного и дебюрократизированного закона о закупках; отмену внеплановых проверок компаний государственными органами; введение определения для средних предприятий (предприятий с менее чем 500 и более 240 сотрудниками) и предоставление им налоговых льгот; создание Государственного инвестиционного комитета (целевой набор иностранных инвесторов, объединение международных займов и грантов); создание Государственного фонда предпринимательства (финансовая поддержка посредством льготного кредитования) и внедрение должности бизнес-омбудсмена для защиты интересов отечественных и иностранных компаний и инвесторов.

Марафон реформ продолжается

Среди прочего запланировано осуществление следующих мер:

- создание компетентного и открытого государственного управления, сокращение регулирования и планирования со стороны властей, передача компетенций центральных органов власти на нижестоящий и региональный уровни;

- комплексная реформа налоговой системы и государственных финансов;

- создание независимой судебной системы;

- упрощение таможенных процедур, в том числе отмена некоторых таможенных пошлин;

- существенное улучшение бизнес-климата со значительным сокращением вмешательства государства;

- продолжение реформы в аграрном секторе;

- реструктуризация крупных государственных предприятий, продажа государственных акций этих компаний или передача управления частным инвесторам;

- упрощение налоговых и других преференций для отечественных и иностранных компаний: отмена индивидуальных преференций и корпоративных преимуществ, установление прозрачных льготных условий по отраслям или секторам;

- адаптация статистического мониторинга и оценок к международно-признанным стандартам, методам и процедурам ведения бизнеса.

Результаты всех этих реформ в среднесрочной перспективе укрепят конкурентоспособность экономики Узбекистана, расширят внешнюю торговлю и повысят интерес иностранных инвесторов к республике.

Следует отметить, что иностранные компании все больше и больше стремятся на узбекский рынок. С учетом огромных неиспользованных экономических ресурсов и новых условий ведения бизнеса в стране, они намерены устанавливать взаимовыгодное сотрудничество с узбекскими партнерами.

Многие задачи по реорганизации экономики еще впереди

Оптимизм в отношении нынешнего развития Узбекистана бесспорен, однако не надо поддаваться эйфории, так как контролируемый государством процесс либерализации далеко не сопоставим со свободной рыночной экономикой. Также многое еще предстоит сделать, например, в реструктуризации государственных компаний.

Большинство из этих предприятий, которые играют определяющую роль во многих отраслях промышленности, работают нерентабельно и поддерживаются государственными субсидиями. Без всеобъемлющей реструктуризации многих крупных и средних государственных предприятий будет сложно перестроить узбекскую экономику на новой основе и добиться устойчивого роста.

Необходимо также принять эффективные меры по чрезмерной политике сокращения импорта, проводимой в республике в последние годы. Правительство объявило о сокращении до реалистичного уровня политики импортозамещения, преобладавшей в предыдущей внешнеторговой концепции. Ранее поддерживаемое налоговыми льготами импортозамещение, направленное на сохранение иностранной валюты, во многих случаях привело к нерациональному использованию экономического потенциала страны. В этом направлении первый шаг на пути к реформам был сделан весной текущего года путем отмены льготных условий для компаний, реализующих проекты в рамках программы по локализации производства.

Возможности входа во многие отрасли

Несмотря на многие задачи, стоящие перед правительством, Узбекистан сегодня является более чем когда-либо прибыльным рынком с широкими возможностями для бизнеса. Обновленные и новые отраслевые программы в горнодобывающем секторе (добыча газа и руды), в сфере электроэнергетики, металлургии, стройматериалов, текстильной, швейной, кожевенной, химической промышленности, а также в других отраслях предлагают различные варианты эффективного ведения бизнеса. Привлекательным для прямых иностранных инвестиций являются около 15 свободных экономических зон и многочисленные другие бизнес-парки (промышленные зоны) с соответствующими налоговыми льготами и преференциями.

Правительство Узбекистана планирует значительно увеличить ежегодный объем экспорта до 30 млрд. долларов США к 2022 году (в 2017г. – 14 млрд. долларов США). Ожидается, что в период 2018-2022гг. при финансовой поддержке отечественных и иностранных инвесторов, а также международных доноров на территории республики будет создано более 1000 новых экспортоориентированных предприятий. В ближайшие годы международные доноры предоставят несколько миллиардов долларов для совместного финансирования приоритетных проектов по поддержке малых и средних предприятий в Узбекистане.



Автор: Germany Trade & Invest (GTAI) - Агентство ФРГ по внешней торговле и внутренним инвестициям
Просмотров: 801