×

Телефон доверия (круглосуточно):

(+998 71) 233-28-28


Канцелярия

(+998 71) 239-14-27

Факс: +(998 71) 239-15-17


Электронная почта: info@mfa.uz


Консульское управление:

Вопросы визы - (+998 71) 233-73-40, 236-27-07;

Ввопросы гражданства, легализации и правовой помощи- (+998 71) 232-17-30, 233-36-03

Паспортный отдел - (+998 71) 236-37-54;

Работа с консульскими учреждениями - (+998 71) 233-35-58


Электронная почта: consul@mfa.uz


Контакты

Консульская услуга
Виза в Узбекистан – E-visa
12:21:02 (GMT +5), cреда, 17 октября 2018
O‘zbekcha На русском In English
Включить озвучивание Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная Президента Республики Узбекистан Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


13 февраля 2018

«Дерадикализация в Узбекистане: все дело в экономике»

Хорошая работа или доверительный разговор с имамом могут быть лучшим оружием против экстремизма.

Статья с этим заголовком опубликована 8 февраля на портале популярного международного журнала «The Diplomat». Ее автор — уже известный узбекскому читателю американский эксперт Джеймс Д. Дурсо, управляющий директор консалтинговой компании «Corsair LLC», бывший военный, специалист по странам Востока.

Дурсо пишет, что в 2017 году Узбекистан был включен в информационные поводы не из-за туристских возможностей и экономических, государственных реформ. Три теракта — в Стамбуле, Стокгольме и Нью-Йорке, унесшие жизнь 52 человек, — были делом рук узбекских иммигрантов. Это привело к тому, что многие, задыхаясь, начали утверждать, что страна является «очагом экстремизма и радикализма». На самом же деле, отмечает автор, наиболее опасная часть визита в эту республику — это поездка в аэропорт и из аэропорта.

Узбекистан столкнулся с насильственным экстремизмом вскоре после обретения независимости. Это произошло в 1998 году с формированием Исламского движения Узбекистана (ИДУ). У движения было две цели: свергнуть светский режим Ислама Каримова и установить исламское государство, где действуют законы шариата.

ИДУ организовало серию атак на Узбекистан в 1999 и 2000 году. Получив жесткий отпор, движение переместилось в соседние страны. Режим Каримова установил приоритет внутренней безопасности и стабильности, при этом чрезмерная бдительность оттолкнула многих граждан и помогла ИДУ привлечь в свои ряды недовольных.

В 2004 году группировки джихадистов организовали в Узбекистане серию террористических актов, исламисты, вероятно, стали вдохновителями протеста в Андижане в 2005 году. При этом, по словам бывшего американского посла, страна на самом деле «довольно безопасное место».

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев сказал об угрозе экстремизма уже в начале своей деятельности. В июне 2017 года он отметил, что обеспечение социальной стабильности, защита чистоты нашей священной религии — веление времени. Он напомнил, что Узбекистан — древняя колыбель исламской науки и культуры, отдельно указав имамам, должностным лицам и представителям гражданского общества, что защита молодежи от влияния религиозных экстремистских групп является одной из основных задач для всех.

Светский Узбекистан может успешно претворить меры по дерадикализации в налаженном сотрудничестве имамов, правительства и гражданского общества, поскольку ему не придется перепрограммировать своенравных граждан, получивших образование c нетерпимостью. Тем не менее советское наследие атеизма лишило многих в Центральной Азии религиозных традиций, которые в свою очередь формируют противовес экстремизму.

Понимая это, правительство создало в Ташкенте Центр исламской цивилизации в дополнение к исламским образовательным центрам в Самарканде, Фергане, Бухаре и Кашкадарье для обучения квалифицированных имам-хатибов.

Мирзиёев делает ставку на то, что экономические возможности, участие граждан в управлении, надлежащее исламское образование и — в крайнем случае — своевременное вмешательство имамов и местных чиновников позволит избежать становление заблудших душ на путь экстремизма.

Узбекистан и другие государства Центральной Азии, выйдя из состава атеистического Советского Союза в 1991 году, вынуждены были срочно выстраивать отношения между государством и религией, пишет автор.

После обретения независимости Казахстан возродил традиционные религии, ислам ханафитского толка и православное христианство, открыв пространство для религиозных идей. После того, как перед молодым государством обнажился ряд угроз, с 2011 года было решено, что все объединения должны пройти перерегистрацию, а религиозную службу в частных домах запретили, отмечает эксперт.

Узбекистан попадал в поле зрения Комиссии США по международной религиозной свободе по поводу обвинений в ограничении прав религиозных групп, попытке контролировать религиозную деятельность и цензуре религиозных материалов. На основе этого Государственный департамент включил страну в особый список.

Позиция комиссии была поставлена под сомнение учеными, посчитавшими, что действующие в Узбекистане порядки помогают защитить умеренных мусульман, женщин и меньшинства от религиозного принуждения. Это касается и рекомендаций комиссий по применению санкций в отношении страны, где строго соблюдается разделение религии и государства и действуют светские законы и порядки (в отличие, к примеру, от не входящих в НАТО союзников США, как Афганистан и Пакистан).

Такое отношение запада к религиозным движениям, которые покушаются на существующий уклад, в регионе воспринимают с тревогой. Узбекистан хорошо контролирует границы, здесь поставлен заслон распространению радикализма через интернет. Однако, считает Дурсо, нужно создавать возможности, чтобы люди были менее восприимчивы к вербовке (при этом подчеркивается, что ни один из нападавших в Стамбуле, Стокгольме и Нью-Йорке не был завербован в Узбекистане). Также важно настолько занять молодежь образованием, работой и семьей, чтобы им было некогда слушать проповеди радикалов.

Курс Шавката Мирзиёева на улучшение экономики будет способствовать возвращению на Родину примерно двух миллионов узбеков, работающих в России. Это не только поможет вернуть мигрантов в семьи, но и даст стране больше свободы в диалоге с Москвой. В Узбекистане в текущем году ожидается экономический рост в 5,6 процента, приводит данные Всемирный банк, поддерживающий усилия Ташкента по модернизации сельского хозяйства и развитию частного сектора. Вернулся в страну Европейский банк реконструкции и развития — крупнейший институциональный инвестор в Центральной Азии. С ним подписаны соглашения о поддержке малых и средних предприятий, торгового финансирования и агробизнеса. В 2017 году были достигнуты договоренности об инвестициях в

12 миллиардов долларов и торговые соглашения на 3,8 миллиарда долларов с Россией. Подписаны соглашения на 20 миллиардов долларов с Китаем.

По мнению Дурсо, китайские и российские торгово-инвестиционные возможности должны быть компенсированы аналогичной деятельностью западных компаний для диверсификации внешнеэкономических связей Узбекистана. Западных вкладчиков могут привлечь меры по дерадикализации в Узбекистане, идущие в унисон с усилиями всего сообщества по защите молодежи от экстремизма.

Узбекистан способен создать «добродетельный круг» (в противовес кругу порочному), опираясь на финансовые вливания, отмечает автор. В этом деле важно генерировать возможности и продолжать меры по противодействию экстремизму, тем самым привлекая западные инвестиции для дальнейшего роста.

Стратегия национальной безопасности администрации Трампа звучит так, как будто написана для Узбекистана: «... мы стремимся к государствам Центральной Азии, которые устойчивы к господству со стороны соперничающих держав, сопротивляются становлению безопасных убежищ джихадистов и уделяют приоритетное внимание реформам». По мнению эксперта, американцам надо признать, что некоторые лучшие виды оружия против экстремизма не запускаются из беспилотного летательного аппарата, а могут быть такими же простыми, как хорошая работа и доверительный разговор с имамом.



Автор: Газета «Народное слово»
Просмотров: 1559