×

Телефон доверия (круглосуточно):

(+998 71) 233-28-28


Канцелярия

(+998 71) 239-14-27

Факс: +(998 71) 239-15-17


Электронная почта: info@mfa.uz


Консульское управление:

Вопросы визы - (+998 71) 233-73-40, 236-27-07;

Ввопросы гражданства, легализации и правовой помощи- (+998 71) 232-17-30, 233-36-03

Паспортный отдел - (+998 71) 236-37-54;

Работа с консульскими учреждениями - (+998 71) 233-35-58


Электронная почта: consul@mfa.uz


Контакты

Консульская услуга
Виза в Узбекистан – E-visa
23:46:22 (GMT +5), вторник, 10 декабря 2019
O‘zbekcha На русском In English
Включить озвучивание Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная Президента Республики Узбекистан Электронный список избирателей за рубежом Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


23 августа 2019

Информационное сообщение о 21-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

23 августа 2019 года в г.Ташкенте начало работу двадцать первое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В работе заседания приняли участие члены правительства, руководители министерств и ведомств, представители отечественных и зарубежных средств массовой информации.

Заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

После утверждения повестки дня пленарного заседания сенаторы приступили к обсуждению рассматриваемых вопросов.

Сенаторы начали работу с обсуждения Закона Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин».

Отмечалось, что на сегодняшний день повышение политической, экономической и социальной активности женщин, ликвидация всех форм дискриминации по отношению к ним, обеспечение гендерного равенства рассматриваются не просто как справедливое отношение к представительницам прекрасной половины, а в качестве одной из основных предпосылок дальнейшего экономического роста, стабильности и всестороннего развития страны. Именно поэтому работа в данном направлении прежде всего сконцентрирована на укреплении правовых основ равноправия полов, на что и нацелен данный закон, разработанный в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2019 года «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин».

Впервые в истории страны отношения, связанные с гарантированием равных прав и возможностей женщин и мужчин, упорядочиваются в едином законе прямого действия.

Нормативно-правовым актом определяются основные направления государственной политики в сфере обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. Кроме того, даются конкретные разъяснения основополагающих понятий данной сферы, таких как «гендер», «гендерно-правовая экспертиза», «прямая дискриминация по признаку пола», «косвенная дискриминация по признаку пола», отсутствие определений по которым ранее приводило к появлению неточностей в правоприменительной практике.

Законом определяются основные принципы обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин, такие как законность, демократизм, равноправие женщин и мужчин, недопустимость дискриминации по признаку пола, открытость и прозрачность, приоритетное внимание уязвимым категориям населения.

Документом устанавливается, что государство гарантирует равное участие в управлении делами общества и государства, избирательном процессе, обеспечение равных прав и возможностей в сфере охраны здоровья, образования, науки, культуры, труда и социальной защиты, а также в иных сферах государственной и общественной жизни.

Предусматривается, что государственные органы статистики на основе гендерных показателей осуществляют сбор, обработку, накопление, хранение, обобщение, анализ и публикацию статистической информации, отражающей положение женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества.

Кроме того, конкретно определяются задачи и полномочия государственных органов (Олий Мажлиса, Кабинета Министров, специально уполномоченного органа, других государственных органов) и органов самоуправления граждан в сфере обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин.

Предусматриваются порядок обжалования случаев дискриминации по признаку пола, возмещения материального и морального ущерба, причиненного в результате такой дискриминации, ответственность за нарушение соответствующего законодательства.

Сенаторами подчеркивалось, что принятие данного закона будет способствовать обеспечению гендерной толерантности и равенства на законодательном уровне, что является особенно актуальным на современном этапе развития страны, поскольку, прежде всего, касается успешной социальной реализации человека. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О защите женщин от притеснений и насилия».

Как было отмечено на заседании, только в текущем году правоохранительными органами зафиксировано немало случаев насилия в отношении женщин в Узбекистане, некоторые из них пострадали в результате совершенных преступлений. Новый закон направлен на предотвращение подобных проблем, упорядочение отношений в сфере защиты женщин от угнетения в быту, на работе, в образовательных учреждениях и других местах.

Документ разработан в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2019 года «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин». Законом определяются основные направления государственной политики в сфере защиты женщин от притеснений и насилия, а также задачи уполномоченных органов и организаций – Кабинета Министров, органов государственной власти на местах, внутренних дел, занятости и трудовых отношений, образования, здравоохранения, Комитета женщин, органов самоуправления граждан, ННО в области защиты женщин.

Устанавливается, что Комитет женщин Узбекистана с целью обеспечения получения информации о механизме и мерах по оказанию помощи, консультации, предупреждении случаев притеснений и насилия в отношении женщин обеспечивает круглосуточную, бесплатную телефонную сеть (телефон доверия) на всей территории республики.

В целях убеждения конкретного лица соблюдать нормы и общепринятые правила поведения в обществе, разъяснения социальных и правовых последствий антисоциального поведения, а также предупреждения об установленной законом ответственности проводится профилактическая беседа. Профилактическая беседа проводится представителем уполномоченного органа, выявившего случаи притеснения и насилия, с лицами, склонными к совершению такого рода правонарушений, в порядке, установленном законом.

Законом предусматриваются выдача и продление охранного ордера, охранный ордер в отношении жертв притеснения, содержание охранного ордера, а также ограничения, предусмотренные охранным ордером.

В законе определены меры, направленные на предотвращение подобных случаев, а также ответственность за совершение таких деяний. Кроме того, отражены меры по формированию процессуальных гарантий, предусматривающих защиту пострадавших лиц, утверждение в обществе атмосферы непримиримого отношения к любой форме насилия в отношении женщин. Отмечалось, что принятие данного закона послужит дальнейшему улучшению отношения к женщинам в обществе, укреплению уважительного к ним отношения. Сенаторы одобрили закон.

Далее предметом обсуждения стал отчет Кабинета Министров Республики Узбекистан об исполнении во втором квартале 2019 года Государственной программы «Год активных инвестиций и социального развития».

Отмечалось, что итоги проведенного Сенатом анализа и изучения показали, что в первом полугодии текущего года предусматривалось обеспечение исполнения 139 пунктов программы. Из них 101 пункт выполнен и 22 пункта выполнены заблаговременно. В настоящее время количество выполненных пунктов составляет 123.

В результате проводимых широкомасштабных реформ в отчетном периоде валовой внутренний продукт вырос на 5,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доходы бюджета составили около 51 трлн сумов, или 109 процентов к прогнозу. В распоряжении местных бюджетов осталось свыше 2,6 трлн сумов, или в 1,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В результате проводимых реформ по улучшению инвестиционной среды в стране и активизации привлечения прямых иностранных инвестиций в первом полугодии текущего года в основном капитале доля прямых инвестиций выросла в 2,5 раза и достигла 1,7 млрд долларов.

Приемные Премьер-министра, созданные с целью решения проблем предпринимателей и инвесторов на местах, действуют как эффективные институты, нацеленные на дальнейшее улучшение инвестиционной среды. С целью укрепления имиджа Республики Узбекистан на мировой арене и улучшения позиции страны в международных рейтингах определены ответственные министерства и ведомства.

Несмотря на проведенную в экономической сфере за минувший период всеобъемлющую практическую работу, направленную на совершенствование инвестиционной среды, имеются серьезные недостатки и проблемы в вопросах улучшения инвестиционной деятельности.

Так, в ходе проведенных встреч с иностранными инвесторами и местными предпринимателями особо отмечалось, что нестабильность законодательных актов, регулярно вносимые в действующие нормативно-правовые документы изменения и дополнения, наличие противоречащих друг другу норм оказывают негативное влияние на деятельность иностранных и местных инвесторов.

Такое положение возникает в результате того, что в процессе законотворчества широко не применяются элементы современной модели «умное регулирование», не внедрена система обязательной оценки воздействия проектов нормативно-правовых актов.

Поручения Президента страны о совершенствовании законов, регулирующих инвестиционную деятельность в стране, до конца не выполнены. В частности, поручение о разработке и внесении законопроекта «Об инвестициях и инвестиционной деятельности», нацеленного на гарантирование прав иностранных инвесторов, до сих пор не выполнено.

Кроме того, все еще не выполнен пункт программы о совершенствовании правовых основ деятельности свободных экономических и малых индустриальных зон. Проект Закона Республики Узбекистан «О специальных свободных экономических зонах», определенный данным пунктом, до сегодняшнего дня не внесен в парламент.

Для предпринимателей, осуществляющих инвестиционную деятельность, серьезной проблемой становится получение кредита. Нехватка ресурсов в коммерческих банках, высокие ставки, наличие бюрократических преград при рассмотрении кредитных заявок, в свою очередь, оказывают негативное влияние на выполнение предпринимателями своих обязанностей по экспорту.

В итоге в первом полугодии текущего года количество инвестиционных проектов, предусмотренных программой, составляет 9088, их общая стоимость - 60,3 трлн сумов, предусмотрено создание 172488 рабочих мест. Однако в первом полугодии реализованы проекты на сумму 13,6 трлн сумов (23 процента) по 3332 проектам (37 процентов) и создано лишь 38252 рабочих места (22 процента).

В регионах уровень реализации инвестиционных проектов в первом полугодии составил 44 процента. При этом отстающими регионами являются город Ташкент (27 процентов), Ташкентская (31 процент) и Кашкадарьинская (37 процентов) области.

Неудовлетворительной является работа министерств и ведомств по улучшению позиции республики в международных рейтингах и индексах.

Кабинету Министров рекомендовано разработать конкретные меры по обеспечению неукоснительного исполнения своевременно невыполненных пунктов программы, а также устранению проблем, оказывающих негативное влияние на инвестиционную среду, которые были выявлены Сенатом Олий Мажлиса при проведении изучения в областях и районах. По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Сената.

Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об использовании атомной энергии в мирных целях». Выступившими отмечалось, что в результате активной инвестиционной политики, направленной на расширение действующих производственных мощностей страны, а также осуществляемых широкомасштабных реформ по улучшению уровня и качества жизни населения потребность в энергоресурсах увеличивается с каждым годом. Это обусловило необходимость обеспечения экономики и социальной сферы эффективными и надежными источниками энергии.

На сегодняшний день республика зависит от природного газа в качестве естественного энергоресурса. Использование этого источника в общем объеме производства электроэнергии составляет 85 процентов. Учитывая это, правительство Узбекистана рассмотрело различные варианты развития энергетической отрасли для обеспечения стабильного экономического роста страны. При этом в качестве основного направления обозначена задача формирования отрасли ядерной энергетики страны.

При принятии такого решения учитывалось множество факторов и обстоятельств, среди которых необходимость обеспечения энергетической безопасности, снижения углеродных выбросов в окружающую среду, конкурентоспособность ядерной энергетики с точки зрения экономии.

В результате руководством Республики Узбекистан в январе 2018 года принято постановление о строительстве в нашей стране АЭС. В сентябре того же года в городе Москве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан подписано Соглашение о строительстве атомной электростанции поколения “3+” в составе двух энергоблоков установленной мощностью 2 400 МВт, которая отвечает всем требованиям безопасности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Строительство данного объекта планируется в Фаришском районе Джизакской области – в регионе, удобном с точки зрения географического расположения и других необходимых факторов.

В целях осуществления проекта в стране проводится последовательная работа по формированию необходимого потенциала. Прежде всего формируется соответствующая нормативно-правовая база, основой которой станет данный закон.

Законом закрепляются основные понятия, определяются принципы использования атомной энергии, такие как законность, безопасность, приоритет охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, независимость деятельности органов государственного регулирования безопасности использования атомной энергии, открытость и гласность, добросовестность выполнения международных обязательств, предусматриваются объекты ее использования – ядерные установки, пункты хранения, ядерные материалы, ядерное топливо, тепловыделяющие сборки ядерных реакторов, отработавшее ядерное топливо, радиоактивные отходы.

Определяются основные направления государственной политики в области использования атомной энергии, такие как развитие национальной ядерной инфраструктуры, сооружение ядерных установок и пунктов хранения, обеспечение охраны окружающей среды и защиты населения при использовании атомной энергии, организация безопасного ядерного топливного цикла, обеспечение долгосрочного развития атомной энергетики, развитие международного сотрудничества. Сенаторами подчеркивалось, что основными принципами использования атомной энергии является охрана жизни и здоровья граждан, собственности физических и юридических лиц, а также приоритет охраны окружающей среды, обеспечение безопасности, открытости информации, запрет производства ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств.

Выступившими отмечалось, что закон имеет особое значение с точки зрения разработки единой государственной политики и стратегического направления в сфере развития атомной энергии и его использования. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы продолжили работу рассмотрением Закона Республики Узбекистан «О поддержке грудного вскармливания и требованиях к продуктам питания для младенцев и детей раннего возраста».

В ходе обсуждения отмечалось, что воспитание гармонично развитого, здорового поколения, укрепление национального генофонда, охрана материнства и детства являются приоритетными направлениями государственной политики в стране. При этом особое внимание уделяется совершенствованию соответствующего законодательства, на это направлен и рассматриваемый нормативно-правовой акт.

Целью закона является регулирование отношений в области поддержки грудного вскармливания, а также обеспечение соблюдения установленных требований к продуктам питания для младенцев и детей раннего возраста.

Закон разработан в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан».

Для предварительного рассмотрения закона была образована рабочая группа из числа представителей заинтересованных министерств и ведомств, а также научных кругов и институтов гражданского общества, учтены их предложения и рекомендации. После всестороннего изучения закона принято заключение о необходимости полного его пересмотра. В частности, выступившие отметили, что некоторые нормы данного закона не соответствуют его названию и целям, в нем не отражены механизмы осуществления государственного контроля за соблюдением требований по санитарному состоянию, качеству и безопасности продуктов питания младенцев и детей раннего возраста, к тому же в данном законе повторяются нормы, закрепленные в других законах.

С учетом этого Сенат Олий Мажлиса принял постановление об отклонении данного закона.

На этом первый день работы двадцать первого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан



Просмотров: 620