×

Телефон доверия (круглосуточно):

(+998 71) 233-28-28


Канцелярия

(+998 71) 239-14-27

Факс: +(998 71) 239-15-17


Электронная почта: info@mfa.uz


Консульское управление:

Вопросы визы - (+998 71) 233-73-40, 236-27-07;

Ввопросы гражданства, легализации и правовой помощи- (+998 71) 232-17-30, 233-36-03

Паспортный отдел - (+998 71) 236-37-54;

Работа с консульскими учреждениями - (+998 71) 233-35-58


Электронная почта: consul@mfa.uz


Контакты

Консульская услуга
Виза в Узбекистан – E-visa
20:42:13 (GMT +5), суббота, 21 июля 2018
O‘zbekcha На русском In English
Включить озвучивание Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная Президента Республики Узбекистан Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


21 января 2014

Конституционно-правовые аспекты социального государства

Узбекская модель

31 августа 1991 года была провозглашена государственная независимость Узбекистана и принят Конституционный закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан».

8 декабря 1992 года была принята Конституция, суверенного Узбекистана.

Осмысливая роль и значение Конституции, важно выделить важнейшие ее составляющие:

1) в основе Конституции лежит собственная, узбекская модель строительства нового общества, выдвинутая главой государства.

Вполне очевидно, что без четкой и ясной политической концепции модернизации страны, без общенациональной идеи укрепления независимости и развития демократии не могли появиться ни Конституция, ни другие законы;

2) в Конституцию органично и естественно вошли все крупные общественно-политические, правовые, философские и гуманитарные идеи многих поколений узбекского народа, его мечты о светлом будущем и справедливости, гуманном обществе;

3) Конституция вобрала в себя все общечеловеческие нормы и принципы демократии, защиты прав личности, зафиксированные в документах ООН, ОБСЕ, других авторитетных международных организаций.

Суть и содержание разработанной и реализуемой сегодня «узбекской модели» — это кардинальное изменение и обновление государственного и конституционного устройства, реализация политических, экономических и социальных реформ, базирующихся на таких принципах, как деидеологизация экономики и ее приоритет над политикой, возложение на государство роли главного реформатора, то есть функции инициатора и координатора реформ, обеспечение верховенства закона, осуществление сильной социальной политики, поэтапность и постепенность проводимых реформ.

Деятельность Сената

Республика Узбекистан действует на основе общепризнанных принципов и норм международного права, участвует непосредственно в международных отношениях политического, экономического и культурного характера, поддерживая дипломатические отношения с другими субъектами международного права и заключая с ними договоры.

Все международные документы, к которым присоединился Узбекистан, служат важной основой для совершенствования деятельности государственного аппарата, в том числе для органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Международные стандарты, при успешном их внедрении, способствуют совершенствованию законодательства, корректировке государственной политики в разных сферах деятельности жизни общества и государства.

В Узбекистане есть ясное понимание того, что международные процедуры и механизмы контроля не могут рассматриваться как заменители национальных механизмов и национальных мер, направленных на соблюдение стандартов и в части обеспечения деятельности ННО.

Внимательное изучение и практическое применение международных норм и стандартов дает возможность определить правильные направления и формы деятельности государства в данной сфере, поскольку международные документы фактически выполняют несколько полезных функций - консультативную, корректирующую, превентивную, контрольную функции и функцию оказания помощи государствам.

Именно в этом смысле определенная роль отводится Парламенту страны.

Законотворчество, как известно, одно из основных направлений деятельности государства, важный и эффективный инструмент государственного руководства обществом, разрешения экономических, политических, социальных и других задач в соответствии с требованиями Конституции.

Эта цель реализуется путем выявления существенных потребностей в законодательном урегулировании, то есть разработки и своевременного издания законов, регламентирующих определенные области общественных отношений в интересах общества и государства.

Создавая норму права, законодатель и иные участники этого процесса из всего многообразия общественных отношений избирают только те, которые вообще могут быть урегулированы с помощью права с учетом их актуальности и необходимости.

Как и все сферы жизни общества и государства, так и сфера деятельности ННО находится под пристальным вниманием парламентариев, наделенных не только принципами коллективного и свободного обсуждения вопросов, гласности, учета общественного мнения, но и функциями законотворческой работы, контроля за исполнением законов, в том числе и в сфере деятельности ННО, широкого разъяснения населению сути принимаемых законов во взаимодействии со СМИ.

Следует отметить, что обеими палатами Парламента страны приняты Программы действий, в которых отдельные его блоки посвящены контролю за исполнением законов в сфере деятельности ННО –

осуществление парламентских слушаний с приглашением представителей соответствующих министерств и ведомств по вопросам повышения роли институтов гражданского общества в решении важнейших социально-экономических проблем на местах, углублении демократических преобразований;

организация совместных заседаний комитетов Парламента с местными Кенгашами народных депутатов по исполнению актов законодательства, принятых в стране программ, направленных на развитие институтов гражданского общества, их широкое привлечение к решению социально-экономических проблем регионов;

проведение цикла конференций, «круглых столов» и семинаров в целях подготовки предложений по различным формам социального партнерства, взаимодействию местных органов власти с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества;

глубокое изучение в регионах страны с привлечением представителей институтов гражданского общества вопросов участия органов самоуправления граждан в решении вопросов защиты интересов граждан, эффективного функционирования социальной сферы, обеспечения общественной безопасности и правопорядка на местах;

изучение опыта регионов по организации работы органов самоуправления граждан по осуществлению общественного контроля за соблюдением законов.

Таким образом, Парламент по роду своей деятельности постоянно работает над реализацией и гармонизацией национального законодательства и международно-правовых актов, исходя из потребностей общества и государства.

Деятельность судебной власти

И конечно, одним из ключевых приоритетов демократического обновления страны является последовательная демократизация, либерализация судебно-правовой системы, направленная на обеспечение верховенства закона, законности, надежную защиту прав и интересов личности, усиление гарантий судебной защиты граждан.

Именно поэтому с первых же лет достижения независимости этому направлению реформирования было уделено особое внимание.

Каждый из нас в своей повседневной жизни сталкивается с реформами в судебно-правовой сфере и не придает этому большого значения, принимая все как должное и само собой разумеющееся.

А ведь, чтобы превратить суд из органа орудия репрессий и карательного аппарата в подлинно независимый институт государства, который призван надежно охранять и защищать права и свободы человека и гражданина, во-первых, необходимо было судебную систему вывести из-под контроля и влияния органов исполнительной системы.

Так, из полномочий Министерства юстиции исключены функции по представлению кандидатов на судейские должности, приостановлению и досрочному прекращению полномочий судей, возбуждение в отношении них дисциплинарного производства. Для решения вопросов организационного обеспечения деятельности судов создан специальный орган - Департамент по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансово-паионию деятельности судов, для занятия вопросами судейских кадров была создана Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан.

Важным фактором повышения эффективности деятельности судов по квалифицированному рассмотрению уголовных и гражданских дел стала специализация судов общей юрисдикции, то есть создание судов по гражданским и уголовным делам.

Значительному усилению гарантий судебной защиты граждан, реализации мер по обеспечению ее доступности способствовало реформирование кассационной инстанции, введение апелляционного порядка пересмотра дел. Теперь на практике вышестоящая апелляционная инстанция может рассматривать дело без его направления на новое рассмотрение, и таким образом граждане, то есть мы с вами, получили возможность при несогласии со вступившим в законную силу судебным решением суда первой инстанции непосредственно защищать свои права и законные интересы в кассационной инстанции с участием своего адвоката.

Кстати, об адвокатах и адвокатской деятельности.

В нашей стране последовательно реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение равенства прокурора и адвоката, состязательности на всех стадиях уголовного, гражданского и хозяйственного судопроизводства, реализован комплекс мер, направленных на обеспечение равенства сторон судебного процесса.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института адвокатуры» защитнику предоставлено право оказания квалифицированной юридической помощи на любой стадии уголовного процесса независимо от государственных органов и должностных лиц, которые несут ответственность за производство по уголовному делу.

Если раньше защитник был обязан получать письменное подтверждение от правоохранительных органов о допуске к участию в деле, а также разрешение на свидание с подзащитным, то в настоящее время из уголовно-процессуального законодательства эти нормы исключены и уже с 2008 года для допуска к участию в деле, для свидания с подзащитным достаточно удостоверения адвоката и ордера, выданного адвокатским учреждением.

С гордостью хочу отметить огромное социальное и общественно-политическое значение либерализации уголовных наказаний, что успешно работает у нас в стране с 2001 года - это и изменение классификации преступлений, когда 75 процентов составов преступлений из категории тяжких, особо тяжких преступлений переведена в категорию преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжкие, что кардинально влияет на назначение наказаний, не связанных с лишением свободы.

О человеческой жадности ходят легенды, но и при этом либерализация уголовного законодательства, учитывая принципы гуманизма, по 11 статьям Уголовного кодекса Республики Узбекистан в блоке экономических преступлений предусмотрела возможность вместо ареста и лишения свободы назначать наказание в виде штрафов в случае возмещения нанесенного материального ущерба, тем самым создавая возможность преступившим черту закона осознать содеянное и встать на путь исправления без отрыва от семьи и социума.

Исключительным важным шагом стала отмена смертной казни с января 2008 года и введение вместо нее наказания в виде пожизненного лишения свободы и длительного срока лишения свободы, которое не может быть назначено женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, мужчинам старше 60 лет.

С 2008 года сделан принципиально важный шаг по введению института «Хабеас корпус» - право выдачи санкции на заключение под стражу в качестве меры пресечения передано от прокурора судам.

Уверена, что ни у кого не вызывает сомнения эффективность действия института примирения, который введен в правоприменительную и судебную практику с 2001 года, ведь с этого времени к уголовной ответственности не привлекается лицо, во-первых, совершившее преступные действия, не представляющие большой общественной опасности, во-вторых, полностью возместившее материальный и моральный ущерб потерпевшим, в-третьих, если оно признало свою вину, в-четвертых, примирилось с потерпевшим.

Вновь процитирую слова Президента страны Ислама Каримова: «В то же время масштабные задачи, которые стоят перед нами в области модернизации всей системы политических, экономических, государственно-правовых отношений, задачи по формированию гражданского общества, защиты прав и свобод человека ставят на повестку дня вопрос дальнейшей демократизации судебно-правовой системы».

Каждый из нас четко понимает значимость и необходимость дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества, так как 12 ноября 2010 года Президентом страны Исламом Каримовым расставлены акценты жизни наших с вами детей и внуков.

Поэтому каждое предложение, высказанное Президентом страны, нужно понять, принять и работать над тем, чтобы претворить их в жизнь общества и государства, что и было выполнено на 9-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Так, принят Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим реформированием судебно-правовой системы».

Данный Закон инициирован Верховным судом Республики Узбекистан во исполнение Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

Основная цель Закона - создание нового правового механизма применения мер процессуального принуждения путем передачи судам полномочий по применению на досудебной стадии меры процессуального принуждения в виде помещения лица в медицинское учреждение, отстранения обвиняемого от должности; исключение права суда возбуждать уголовное дело; установление правового механизма принятия судом решения при установлении во время судебного следствия обстоятельств совершения преступления; возложение на прокурора обязанности оглашения в суде обвинительного заключения по делу; дальнейшее упрощение судебного порядка рассмотрения уголовных дел путем предоставления суду права провозглашать только резолютивную часть приговора.

Законом вносятся изменения в пять законодательных актов: законы Республики Узбекистан «О прокуратуре», «О судах», Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан, Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан и Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Узбекистан.

Анализ зарубежного опыта показал, что в отдельных странах (США, Германия, Япония, Китай, Корея, Россия) возбуждение уголовных дел осуществляется исключительно лицами, ответственными за производство дознания и следствия (прокурор, полиция), а оглашение обвинительного заключения возложено на прокурора.

Законы данных стран также допускают оглашение резолютивной части обвинительного заключения (прокурором) и приговора (судом).

Применение данных положений направлено на обеспечение выполнения основной функции суда по справедливому ведению судебного разбирательства и оперативности осуществления правосудия, что соответствует Международному пакту о гражданских и политических правах и Основным принципам, касающимся независимости судебных органов. Законом:

из полномочий суда исключено право возбуждения уголовного дела, в связи с чем внесены соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Узбекистан и Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан;

на прокурора возложена обязанность по оглашению обвинительного заключения по уголовному делу при разбирательстве дела в суде. При этом в целях обеспечения оперативности осуществления правосудия предусмотрено, что судебное следствие начинается с оглашения прокурором предъявленного подсудимому обвинения, изложенного в резолютивной час* ти обвинительного заключения;

в целях дальнейшего упрощения судебного порядка рассмотрения уголовных дел судом будет провозглашаться только резолютивная часть приговора.

Анализ зарубежного опыта показал, что в отдельных странах (США, Германия, Франция, Япония, Корея, Россия) применение в уголовном процессе мер принуждения в виде отстранения обвиняемого от должности и помещения лица в медицинское учреждение для производства экспертизы осуществляется исключительно в судебном порядке.

При этом соответствующее ходатайство прокурора или следователя рассматривается судом в течение одних либо двух суток.

Применение данного порядка направлено на защиту личных прав и свобод граждан от необоснованного ограничения и соответствует нормам Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах.

В связи с этим в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан внесены соответствующие изменения и дополнения, направленные на создание нового правового механизма применения мер процессуального принуждения в виде отстранения обвиняемого от должности и помещения лица в медицинское учреждение.

В связи с передачей от прокурора суду права применения мер процессуального принуждения в виде отстранения обвиняемого от должности и помещения лица в медицинское учреждение внесены соответствующие изменения в законы Республики Узбекистан «О прокуратуре» и «О судах».

Работа в этом направлении продолжается.

Светлана Артикова,

Председатель Комитета по законодательству и судебно-правовым вопросам Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистану 



Автор: газета «Вечерний Ташкент»
Просмотров: 8196