Ответы и.о. министра иностранных дел Республики Узбекистан В.Норова на вопросы СМИ
Публикуем ответы и.о. министра иностранных дел Республики Узбекистан Владимира Норова на вопросы, поступившие от представителей национальных и зарубежных средств массовой информации касательно председательства Республики Узбекистан в Шанхайской организации сотрудничества.
Вопрос: Председательство в ШОС – одно из приоритетных направлений в текущей повестке узбекской дипломатии. Расскажите, пожалуйста, о ходе практической реализации ключевых задач председательства нашей страны в Организации, а также подготовки к главному мероприятию ШОС – Саммиту в Самарканде 15-16 сентября. Как идет работа по содержательному наполнению встречи глав государств?
В.Норов: Председательство Узбекистана в ШОС – серьезный политический процесс, возлагающий большую ответственность на узбекскую дипломатию.
За прошедшие более чем 20 лет ШОС добилась очень многого, ее достижения не подлежат какому-либо сомнению. Организация превратилась не только в мощный механизм регионального взаимодействия, но и в важный фактор глобальной политики.
Неоспорима заслуга ШОС, прежде всего, в сфере обеспечения региональной безопасности и стабильности.
Это, в свою очередь, создает благоприятные предпосылки для развития многопрофильного сотрудничества.
Сегодня трудно найти сферу, где ШОС не осуществляла бы сотрудничество или взаимные обмены - в области экономики, культуры, науки, образования, охраны окружающей среды, молодежи и обеспечения гендерного равенства, парламентской и народной дипломатии.
Президентом Республики Узбекистана уважаемым Шавкатом Мирзиёевым в ходе прошлогоднего Душанбинского саммита ШОС были обозначены основные приоритеты председательства.
Эти приоритеты нацелены на дальнейшее укрепление потенциала ШОС с учетом современных реалий, активизацию совместных усилий по обеспечению мира и стабильности в регионе, углубление торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей, а также повышение авторитета ШОС на международной арене.
На основе этих приоритетов были выработаны концептуальные документы, направленные на установление сотрудничества в области инфраструктурного развития, укрепления внутрирегиональной торговли, промышленной кооперации, сокращение бедности, здравоохранения, туризма и информационных технологий.
В период своего председательства Узбекистан настроен на дальнейшее расширение многостороннего взаимодействия в указанных треках. Мы хотим вывести их на новый качественный уровень, придать им динамизм через практические инициативы и усилия.
В целях реализации этих идей запланировано проведение более 80 мероприятий, 30 из которых - на уровне руководителей профильных министерств и ведомств государств-членов ШОС.
Мы сейчас находимся на самой активной фазе нашего председательства, на сегодняшний день проведено более 40 мероприятий. Только в мае текущего года состоится 9 встреч на министерском уровне.
Практически работа каждого экспертного заседания и министерской встречи направлена на содержательное наполнение Самаркандского саммита. На них рассматриваются документы, которые будут вноситься на рассмотрение глав государств.
Разработан основной документ Саммита - проект Самаркандской декларации глав государств-членов.
Документ подготовлен в русле «Шанхайского духа», базирующегося на принципах взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, равноправных консультаций, уважения к цивилизационному многообразию и стремления к общему развитию.
Документ содержит оценку деятельности ШОС, согласованные подходы государств-членов к перспективам развития Организации, а также позицию ШОС в отношении текущей международной и региональной обстановки.
В нем отдельно подчеркивается, что Центральная Азия является ядром ШОС, поддерживаются усилия стран центральноазиатских государств, направленные на обеспечение процветания и мира, устойчивого развития и формирования пространства доверия и дружбы в регионе.
Приветствуется проведение регулярных Консультативных встреч глав государств Центральной Азии и выступают за расширение активную роли ШОС в дальнейшем укреплении стабильности и социально-экономического развития этого региона.
На сегодняшний день почти половина документов, включенных в Перечень документов саммита, уже согласованы на экспертном уровне и одобрены профильными министерскими встречами. Это очень хороший показатель.
Хотел бы отметить, узбекская сторона тесно работает с каждым из государств-членов и Секретариатом ШОС в целях продвижения инициатив нашего председательства и качественному проведению совещаний механизмов Организации.
Кроме того, Секретариатом ШОС ведется активная работа по развитию международных контактов нашей Организации. Заметен прогресс в согласовании меморандумов о налаживании партнерских отношений с Лигой Арабских Государств, ЮНЕСКО, ЭСКАТО и другими международными организациями.
Уверен, что совместными усилиями мы сможем выйти к важным договоренностям в ходе предстоящего саммита ШОС.
Благодарим Генерального секретаря ШОС и его команду за эффективную работу в содержательном наполнении Саммита ШОС и заседаний основных органов Организации.
Вопрос: Будут ли приняты какие-либо решения по вступлению Ирана в ШОС в качестве полноправного члена в период председательства Узбекистана?
В.Норов: Как известно, на Душанбинском саммите ШОС в прошлом году принято решение глав государств о начале процедуры по приему Исламской Республики Иран в качестве полноправного члена ШОС.
Узбекским председательством проделана значительная работа по реализации данного решения.
При участии Секретариата ШОС проведен ряд консультаций с иранской стороной.
В качестве первого шага в ходе переговоров с представителями Ирана согласован проект Меморандума об обязательствах иранской стороны для вступления в ШОС.
В этом документе закреплены обязательства Ирана по присоединению к международным договорам, принятым в рамках ШОС, а также зафиксированы размеры долевых взносов в бюджет Организации и квотные единицы в постоянно действующих органах ШОС.
Согласованность Меморандума свидетельствует о готовности иранской стороны после приобретения членства соблюдать цели и принципы ШОС, вносить вклад в развитие отношений дружбы и взаимовыгодного сотрудничества с государствами-членами, повышение авторитета ШОС в международных и региональных делах, а также дальнейшее укрепление «шанхайского духа».
Меморандум планируется подписать «на полях» Самаркандского саммита, что станет основой для дальнейшего решения вопроса о представлении Ирану статуса государства-члена ШОС.
То есть у иранской стороны появится возможность вступить в Организации в качестве полноправного члена уже на саммите в 2023 году, если она выполнит все принятые на себя обязательства.
Хотел бы подчеркнуть, что договоренности по принятию Ирана в ряды ШОС наглядно подтверждает принцип открытости Организации и твердое намерение государств-членов следовать ему на практике.
Вступление Ирана расширяет зону «географической ответственности» ШОС, открывает новые перспективы для развития межрегиональных инициатив в области взаимосвязанности.