Интервью Министра иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиза Камилова медиа-порталу «Euractiv»

Накануне визита в г.Брюссель для участия в 16-м заседании Совета сотрудничества «Республика Узбекистан – Европейский Союз» Министр иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиз Камилов дал развернутое интервью популярному медиа-порталу «Euractiv».

– Какова цель Вашего нынешнего визита в Брюссель? Каковы основные моменты отношений между ЕС и Узбекистаном?

– Повестка дня нынешнего нашего визита в Брюссель довольно широка. Запланированы важные политические мероприятия совместно с ЕС и другими европейскими партнерами.  

Главная цель визита – это проведение 16-го заседания Совета сотрудничества «ЕС-Узбекистан», в ходе которого планируется обсудить ряд актуальных вопросов сотрудничества нашей страны с Евросоюзом. В их числе: 

- общие и политические вопросы, включая ход переговоров по Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Узбекистаном и ЕС, обсуждение осуществляемых в республике реформ, в том числе в сферах юстиции и внутренних дел, прав человека и верховенства закона;

- торговое, экономическое и инвестиционное взаимодействие, вопросы взаимосвязанности и энергетики.

Также планируется обсудить важные региональные и международные вопросы, представляющие взаимный интерес.

Кроме того, запланирован ряд двусторонних встреч 
с представителями Европейского парламента, Совета ЕС и Европейской Комиссии. 

Уверен в том, что намеченные мероприятия в Брюсселе помогут еще больше укрепить позитивные тенденции в нашем сотрудничестве с Евросоюзом, подтвердить заинтересованность сторон в продолжении конструктивного диалога и взаимовыгодного партнёрства по широкому спектру направлений, в интересах поддержки проводимых в Узбекистане социально-экономических и демократических реформ. 

Ключевыми сферами взаимодействия с европейскими партнерами мы считаем инвестиции, торговлю, сотрудничество в сферах финансово-технического содействия, науки, техники, образования, экологии, туризма, здравоохранения и культуры, а также в вопросах укрепления региональной безопасности.

Европа для Узбекистана традиционно является источником передовых технологий, знаний, инвестиций, инноваций в сфере экономики и других областях. Мы рассматриваем Евросоюз как важного партнера в вопросах формирования и укрепления демократических институтов, развития парламентаризма и поддержки гражданского общества. 

Приятно отметить, что отношения Узбекистана с ЕС в последние годы развиваются по нарастающей. Европейские партнеры позитивно воспринимают и поддерживают проводимые в республике преобразования, смотрят на Узбекистан другим взглядом, чем несколько лет тому назад, можно сказать, заново открывают нашу страну для себя. 

Инициированные Президентом Шавкатом Мирзиёевым реформы и проводимая Ташкентом открытая, прагматичная и активная внешняя политика привели к существенному росту уровня и динамики нашего сотрудничества практически со всеми без исключения зарубежными партнерами. При этом европейское направление – выстраивание дружественных, конструктивных, равноправных и сбалансированных отношений с ЕС и его государствами-членами – выдвинуто в число приоритетов новой внешней политики Узбекистана.

Именно эти соображения легли в основу договоренностей о разработке Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС), о чем было объявлено в ноябре 2018 г. К настоящему времени уже проведено 9 раундов переговоров, в ходе которых удалось согласовать политическую часть проекта Соглашения, практически завершить секторальный раздел и значительно продвинуться по его торговой части.

В апреле 2021 года европейская сторона предоставила Узбекистану статус страны-бенефициара Всеобщей системы преференций «ГСП+», который позволяет беспошлинно экспортировать в страны ЕС порядка 6000 наименований узбекской продукции. Мы уверены, что это отвечает интересам обеих сторон и будет служить дальнейшему укреплению двусторонних отношений. В свою очередь, Узбекистаном предпринимаются необходимые меры для эффективного выполнения своих обязательств в рамках соответствующих 27 международных конвенций. 

Евросоюз оказывает ощутимую поддержку во вступлении Узбекистана в ВТО, в том числе путем оказания технического содействия.

С учетом проводимых в нашей стране коренных реформ в сферах образования, науки и инноваций мы сотрудничаем с ЕС по линии программ «Эразмус+» и «Горизонт-2020». В настоящее время в Узбекистане реализуется 22 совместных проекта с участием 34 высших учебных заведений республики и 71 университета 25 европейских стран. Мы выступаем за расширение сети филиалов ведущих ВУЗов европейских стран в Узбекистане. К слову, в настоящее время в республике функционирует 3 совместных со странами ЕС высших учебных заведений и 23 учебные программы (double degree).

Не могу обойти вниманием и значимость реализации обновленной Стратегии ЕС по Центральной Азии, принятой 19 июня 2019 г. Важной особенностью обновленной Стратегии является то, что она основывается на трех ключевых направлениях, которые в целом соответствуют приоритетам сотрудничества Узбекистана с Евросоюзом. 

Это, во-первых, повышение стабильности стран Центральной Азии через поддержку реформ, обеспечение безопасности, защиту окружающей среды, верховенство закона и демократизацию; во-вторых, обеспечение процветания стран региона через экономическое развитие, образование, научные исследования, региональное сотрудничество; и, в-третьих, укрепление институциональных механизмов нашего взаимодействия.

– Не могли бы Вы рассказать, как развиваются отношения Вашей страны с Кабулом с приходом к власти талибов? Какие позитивные совместные действия могли бы предпринять Узбекистан и ЕС, чтобы избежать гуманитарной катастрофы? 

– С афганским народом мы веками жили бок о бок в едином культурно-цивилизационном пространстве.

С Афганистаном Узбекистан связывают вековые узы дружбы, общность истории, религии, обычаев и традиций. 

В отношении этой братской соседней страны мы проводим дружественную политику, основанную на принципах взаимного уважения, равноправия, невмешательства во внутренние дела и учета интересов друг друга.

Всем известно, что длившаяся десятилетиями афганская война оказывала негативное влияние на наши связи с Афганистаном и создавала серьезные угрозы региональной и международной безопасности. Продолжение этой ситуации препятствовало устойчивому развитию обширного региона, включая Центральную Азию, подрывало его инвестиционные и экономические перспективы.

Поэтому содействие мирному урегулированию афганского конфликта и выстраивание прагматичных отношений с южным соседом было и остается в числе важнейших внешнеполитических задач Узбекистана. 

Узбекистан установил рабочие контакты с Движением «Талибан» еще в 1990-е годы, а также внес практический вклад в инициирование мирного процесса в Дохе. Все это обеспечило Узбекистану особую роль в афганском урегулировании. 

Результаты Международной конференции высокого уровня о взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией, состоявшейся в Ташкенте 16 июля 2021 г., показали, насколько сильно мы заинтересованы в том, чтобы Афганистан стал не препятствием, а мостом между двумя регионами. 

В настоящее время пришедшее к власти временное правительство «Талибан» стремится получить международное признание. Это дает мировому сообществу реальную возможность наладить конструктивный диалог с новыми властями Афганистана, чтобы помочь афганскому народу вернуться к мирной жизни. Мы не должны допустить превращения этой страны в т.н. «государство-изгоя» по печально известному сценарию 1990-х годов.

Ни в коем случае нельзя в нынешнее непростое время изолировать Афганистан и оставить афганский народ наедине с его сложнейшими проблемами.

Гуманитарная ситуация в стране близка к катастрофической, но в наших силах оказать эффективную и экстренную помощь народу Афганистана.

В качестве первоочередных шагов полагаем возможным использовать все возможности мирового сообщества для разморозки международных активов Афганистана, снятия санкций, а также оказания действенной помощи в восстановлении всей банковской системы страны. 

Необходимо обеспечить гуманитарный коридор в страну и сделать все возможное, чтобы народ Афганистана не голодал и смог пережить тяжелый зимний период. 

Эти меры позволят предотвратить масштабный гуманитарный кризис и рост потока беженцев из Афганистана.

Узбекистан одним из первых направил гуманитарную помощь афганскому народу, состоящую из продовольствия, медикаментов и одежды. 

Мы также наладили диалог с афганской стороной по актуальным вопросам сотрудничества. 16 октября с.г. в г.Термезе состоялась первая расширенная рабочая встреча на уровне заместителей глав правительств двух стран, в ходе которой обсуждены вопросы торгово-экономического характера. 

Хочу подчеркнуть, что все эти действия узбекская сторона осуществляет с одной целью – помочь афганскому народу восстановить национальную экономику и не допустить скатывания страны в пропасть разрухи. 

Мы продолжаем придерживаться позиции о том, что ключевым аспектом в вопросе афганского урегулирования является разработка постконфликтной стратегии. Приоритетом для международного сообщества должно оставаться более активное вовлечение Афганистана в региональные экономические процессы.

Мы выступаем за дальнейшую реализацию в стране социально-экономических проектов, в том числе в сфере энергетики и транспорта.

Вместе с тем, надеемся, что новые власти Афганистана сделают все возможное, чтобы выполнить свои обещания и международные обязательства, в числе которых: 

- создание правительства на основе широкого представительства;

-  соблюдение основных прав и свобод человека, в том числе прав женщин и национальных меньшинств; 

- борьба с международным терроризмом и наркотрафиком;

- недопущение размещения на территории страны различных террористических группировок, прекращение любых контактов с ними;

- поддержка добрососедских связей со странами региона.

С территории Афганистана больше никогда не должна исходить даже малейшая угроза в отношении других государств. 

Думаем, что временному правительству Афганистана по силам осуществить эти важные шаги, чтобы эта страна в ближайшем будущем смогла стать равноправным субъектом межгосударственных и международных отношений, частью общего цивилизованного мира. 

Другого пути нет, только он может привести афганский народ к прогрессу и процветанию, а Афганистан – к долгожданному миру.

– Как Вы оцениваете региональное сотрудничество в Центральной Азии? Какую роль мог бы сыграть ЕС в укреплении регионального сотрудничества?

– Достижение долгосрочной стабильности и устойчивого развития Центральной Азии неразрывно связано с укреплением взаимного доверия между государствами региона, развитием регионального политического, экономического, гуманитарного сотрудничества, а также совместным решением общих проблем региона.

Как Вам известно, главным внешнеполитическим приоритетом Узбекистана Президент Шавкат Мирзиёев определил развитие и укрепление дружественных, добрососедских и взаимовыгодных отношений с государствами Центральной Азии. 

В этой связи руководством Узбекистана уделяется приоритетное внимание коренному улучшению политической ситуации в Центральной Азии. Совместно с соседними государствами Ташкент проводит последовательную и ответственную внешнюю политику, направленную на конструктивное решение всех общерегиональных вопросов, которые в прошлом порождали разногласия и создавали впечатление о Центральной Азии как о фрагментированном и слабо интегрированном регионе. 

Мы заметно продвинулись в урегулировании актуальных вопросов, прежде всего по делимитации и демаркации границ, рациональному и справедливому использованию водно-энергетических ресурсов, свободному передвижению через пограничные пункты, развитию транспортно-коммуникационной системы, взаимодействию в области безопасности. 

Подчеркну, что все эти вопросы решаются на основе взаимного доверия, открытого диалога, учета интересов друг друга и разумных компромиссов. Ввиду особенностей культуры, традиций и ценностей стран Центральной Азии, альтернативы такому прагматичному и взаимоуважительному подходу для нас нет. 

Сегодня между странами региона расширяются торговые, инвестиционные, транспортные, производственные и культурно-гуманитарные связи, приграничное и межрегиональное сотрудничество, взаимодействие в области безопасности. 

Хочу обратить особое внимание на многообещающие перспективы развития экономической интеграции в нашем регионе, который представляет собой ёмкий и быстро растущий рынок в более чем 74,5 млн. человек. За последние 10 лет население Центральной Азии ежегодно увеличивалось в среднем на один миллион человек. По оценкам специалистов, если бы этот регион стал общим экономическим пространством, то возможности наших стран по привлечению инвесторов и участию в международном разделении труда и международной кооперации существенно возросли бы.

В этом, как представляется, важно не только использовать и развивать уже имеющийся у нас опыт торгово-экономического взаимодействия в рамках СНГ, но и активнее развивать сотрудничество и изучать опыт формирования общих рынков Европейского союза, Евразийского экономического союза и других интеграционных структур. 

Говоря о других перспективах регионального сотрудничества в Центральной Азии, важно отметить следующие инициативы Узбекистана:

Первое – это выявление новых точек роста, новых драйверов нашего развития на долгосрочную перспективу, в том числе за счет развития промышленной кооперации, инноваций и цифровых технологий, создания длинных цепочек добавленной стоимости.

Второе - эффективное задействование транспортно-транзитного потенциала региона. Разветвленная и интегрированная транспортная система стран Центральной Азии может стать ключевым транзитным хабом на Евразийском континенте. В частности, большие перспективы имеются в использовании странами нашего региона портов Каспийского моря, создании крупных трансграничных логистических центров, а также трансафганского коридора Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар.

Третье – совершенствование энергетической системы региона, расширение взаимовыгодного сотрудничества в вопросах внедрения «зеленой» энергетики и энергоэффективных технологий.

Четвертое – взаимодействие в сфере укрепления продовольственной безопасности стран региона, в том числе путем налаживания устойчивого производства продовольствия.

Пятое – реализация совместных инициатив по решению экологических проблем региона, смягчению последствий катастрофы Аральского моря и климатических изменений.

Важное значение Узбекистан уделяет развитию взаимовыгодного, многопланового стратегического партнёрства с Европейским союзом (ЕС), в том числе в рамках диалога «ЦА – ЕС». 

Считаем важным продолжение этого диалога и сотрудничества, особенно в том, что касается участия европейских компаний в модернизации экономики и технико-технологическом перевооружении отраслей промышленности, развитии сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, индустрии туризма, реализации социально значимых проектов в Узбекистане и других странах региона. 

Узбекистан поставил перед собой амбициозные цели, заявляя о «Новом Ренессансе» и «Новом Узбекистане». Многие идеи связаны с демократизацией, использованием потенциала цифровых технологий и «зеленой» энергетики. Не могли бы Вы раскрыть эти моменты? 

– Главной целью реформ, осуществляемых в Узбекистане, является формирование «фундамента Третьего Ренессанса». Говоря об этом новом периоде возрождения, о «Новом Узбекистане», мы имеем в виду, прежде всего, преобразования в сфере просвещения и знаний посредством масштабных демократических реформ. 

Как подчеркивает Президент Шавкат Мирзиёев, первостепенными задачами для нас является развитие образования и фундаментальных наук, необходимых для достижения всестороннего прогресса. Средства, вкладываемые в эту сферу, в любом случае дадут результат и, в первую очередь, будут способствовать реализации поставленных нами задач по формированию новой экономики знаний, инноваций и технологий.

И в этом мы видим одно из главных перспективных направлений нашего взаимодействия с ЕС и европейскими государствами-партнёрами. Европа способна сыграть особую роль в поддержке совершенствования системы образования в нашей стране, повышении его качества и охвата. Например, через проект «Эразмус+», активизацию обмена студентами и открытие новых филиалов европейских вузов в Узбекистане.

Мы также убеждены в том, что укрепление сотрудничества с ЕС становится одним из важных факторов повышения уровня диверсифицированности и конкурентоспособности нашей экономики, создания новых рабочих мест, а также реализации национальных задач в областях исследований и инноваций, сельского хозяйства, экологии, здравоохранения и устойчивого развития городов.

В целом, имеются самые широкие перспективы для активизации нашего взаимодействия с Евросоюзом в интересах народов Центральной Азии и Европы.