×

Телефон доверия (круглосуточно):

(+998 71) 233-28-28


Канцелярия

(+998 71) 239-14-27

Факс: +(998 71) 239-15-17


Электронная почта: info@mfa.uz


Консульское управление:

Вопросы визы - (+998 71) 233-73-40, 236-27-07;

Ввопросы гражданства, легализации и правовой помощи- (+998 71) 232-17-30, 233-36-03

Паспортный отдел - (+998 71) 236-37-54;

Работа с консульскими учреждениями - (+998 71) 233-35-58


Электронная почта: consul@mfa.uz


Контакты

Консульская услуга
Виза в Узбекистан – E-visa
06:17:19 (GMT +5), пятница, 18 октября 2019
O‘zbekcha На русском In English
Включить озвучивание Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная Президента Республики Узбекистан Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


9 апреля 2019

«Рожденный под счастливой звездой»

«Рожденный под счастливой звездой» - именно так переводится слово «Сахибкиран», которым мы величаем выдающегося политического деятеля и полководца, создавшего огромную единую империю, протянувшуюся от Кавказа до Китая и от Сибири до Индии, существовавшую в XIV-XV веках. 683-я годовщина со дня его рождения широко отмечается по всей стране, его династия оставила свой звездный след в истории узбекского народа, продолжая освещать нам путь и по сей день.

Эпоха Амира Темура и Темуридов представляла собой период тесного взаимодействия культур народов Центральной Азии и многих других стран и регионов - Ближнего и Среднего Востока, Кавказа, Малой Азии, Индии, Китая, Европы. На протяжении многих столетий различные народы имели тесные хозяйственные и культурные взаимосвязи с народами Средней Азии.

Придворный историк Хафизи Абру, описывая одно из пиршеств его сына - Шахруха, указывает на разнообразный в этническом отношении состав музыкантов празднества, особо подчеркивая при этом, что артисты исполняли произведения по обычаям своей страны: "А певцы прекрасноголосые и музыканты сладкозвучные и играли, и пели на мотивах по образцам персов, на мелодии арабов, по обычаям турок, на голоса монголов, по законам (пения) китайцев и размерами алтайцев".

Из содружества местных и пришлых мастеров к концу XIV века сложилась оригинальная художественная школа. Известно, что Сахибкиран принял Самарканд после восшествия на престол городом с простыми глиняными постройками. Благодаря ему он превратился в жемчужину Востока. Его достопримечательности - великолепные здания из жженого кирпича, украшенные мозаикой, восхищают взор жителей и гостей по сей день. В стремлении к синтезу искусств создавались лучшие творения эпохи - мавзолей Амира Темура, ряд блестящих мавзолеев в комплексе Шахи-Зинда и другие творения архитектуры. Об этом свидетельствуют надписи на самих памятниках: зодчий Махмуд из Исфахана создал комплекс медресе и ансамбль Мухаммад-Султана в Самарканде, а резчик Юсуф из Шираза - резную дверь у входа в Шахи-Зинда.

Известный венгерский историк и востоковед А. Вамбери отмечал, что Темур "всегда считал самою дорогою частью добычи в какой-нибудь стране художников и искусных ремесленников", "велел перевезти на вьючных животных целую библиотеку из Бруссы в Самарканд", "в Самарканде во время Темура были представители всех наук и религий".

В эту эпоху, согласно письменным источникам, большое количество мастеров из Азербайджана было доставлено в города Мавераннахра. Каменотесы и специалисты по архитектурному декору высшей категории участвовали в строительстве и художественной отделке соборной мечети Биби-ханым в Самарканде и дворца Ак-сарай в Шахрисабзе. Имя одного из них - Мухаммеда Юсуфа Тебризи - увековечено в рисунке орнамента. Под влиянием искусства Индии и Азербайджана приоритет при возведении монументальных зданий в Мавераннахре этой эпохи нередко отдавался камню. Как отмечал известный востоковед, академик В. Бартольд: "С именами Темура и его потомков связана, как известно, одна из лучших эпох в истории мусульманской архитектуры…", "им воздвигались величественные постройки с великолепными садами, восстановлялись города и селения, устраивались и исправлялись оросительные системы; по выражению официальной истории, он не допускал, чтобы пропадали даром участки земли, где вообще была возможна культура".

Амир Темур из походов в Месопотамию и Сирию также привез искусных мастеров. Испанский посланник при его дворе де Клавихо пишет, что из Дамаска он вывез тех, кто ткет разные шелковые ткани, делает луки для стрельбы и разное вооружение, обрабатывает стекло и глину - лучшую в мире. Они повлияли на производство ремесленников Узбекистана, в частности на шахрисабзских дуппидузов, соз­дававших тюбетейки "ироки" по образцу работ мастеров, расселившихся здесь как раз в те времена.

Правитель привез сюда и довольно значительное количество армянских строителей, ювелиров, оружейников и каменотесов, подтверждение чему находим в книге де Клавихо.

В конце XIV века в Самарканд прибыли сотни индийских каменотесов. По велению Темура в регион было доставлено оттуда и 95 слонов для подъема тяжестей. Ремесленники и диковинные животные принимали участие в строительстве соборной мечети Биби-ханым. Первые письменные сведения о крупных поселениях индийцев в Средней Азии относятся к XV-XVI векам. В одном из источников XVI столетия упоминается их квартал со своим старшиной в Бухаре. Новые строки в историю взаимоотношений народов вписал Бабур (1483-1540 годы) - основатель собственного государства в Северной Индии. Бывший государь Ферганы из династии Темуридов стремился к укреплению связей с родиной. В Мавераннахр он отправлял государственных деятелей, в Индию приглашал лучших мастеров миниатюрной живописи из Самарканда и других городов.

Из источников известно, что в столице империи кварталы Чопардира, Ганилифар, Готфар были местом собрания и жизни ученых со всего Востока. В XV веке в столице империи творили иранские художники-миниатюристы - Шихабуддин Абдулла и Захафэтдин Озхар. Сахибкиран также предпринял переселение значительного числа искусных ремесленников (ювелиров, резчиков и других) из иранских городов.

Амиру Темуру принадлежат слова: "С добрыми, к какой бы национальности они ни принадлежали, я обходился с добротою". Самарканд, по его мысли, должен был стать самым величественным городом в мире, чтобы наглядно продемонстрировать это, вокруг он построил селения, которым дал названия самых знаменитых зарубежных столиц - Султания, Шираз, Багдад, Димишк (Дамаск), Миср (Каир), Фариш (Париж), Мотурид (Мадрид). Как отмечал академик В. Бартольд: "Стремление превзойти размерами все постройки прежних эпох вообще характерно для мусульманской архитектуры послемонгольского периода, но никогда это стремление не проводилось с такой последовательностью, как при Темуре и его потомках". Недаром период правления его династии получил в истории мировой культуры наименование "Темуридский Ренессанс".

Равшан Назаров

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института истории Академии наук Республики Узбекистан



Автор: газета «Правда Востока»
Просмотров: 1371