×

Телефон доверия (круглосуточно):

(+998 71) 233-28-28


Канцелярия

(+998 71) 239-14-27

Факс: +(998 71) 239-15-17


Электронная почта: info@mfa.uz


Консульское управление:

Вопросы визы - (+998 71) 233-73-40, 236-27-07;

Ввопросы гражданства, легализации и правовой помощи- (+998 71) 232-17-30, 233-36-03

Паспортный отдел - (+998 71) 236-37-54;

Работа с консульскими учреждениями - (+998 71) 233-35-58


Электронная почта: consul@mfa.uz


Контакты

Консульская услуга
Виза в Узбекистан – E-visa
22:11:02 (GMT +5), cреда, 12 декабря 2018
O‘zbekcha На русском In English
Включить озвучивание Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная Президента Республики Узбекистан Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


30 мая 2018

Вода — наше прошлое, настоящее и будущее

Мы, ветераны водного хозяйства Узбекистана, восприняли Указ Президента Шавката Мирзиёева «Об организационных мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления сельским и водным хозяйством», в соответствии с которым образованы Министерство сельского хозяйства и Министерство водного хозяйства, как важнейший документ.

Образование, а по сути, восстановление Министерства водного хозяйства, на наш взгляд, вызвано глубоким пониманием значения и исключительной роли воды в современном мире и в будущем развитии страны, что исходит не только как от главы государства, но и как от специалиста, получившего знания в Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (ТИИИМСХ).

Специалисты водного хозяйства приветствуют восстановление прежней роли и престижа ключевой отрасли, имеющей в Узбекистане глубокие корни.

Мы все являемся свидетелями великой водной истории нашей страны, запечатленной в таких древнейших каналах, до сих пор служащих людям, как Даргом, проложенный более полутора тысячи лет тому назад, Иски-Ангар, Шават, Зах и, наконец, Иски-Тюя-Тартар. Само название последнего канала раскрывает искусство древних ирригаторов, которые, чтобы определить нужную скорость протока воды при отсутствии геодезических инструментов, нагружали верблюдов и пускали их в нужном направлении, трассируя русло будущего канала по ходу каравана.

В начале XX века в наших краях закладывались основы водохозяйственной и мелиоративной науки. Достаточно вспомнить, что в стенах узбекских научных и учебных заведений, на полях опытных станций, сооружениях начинали свои труды и формировали основы профессиональных знаний А. Костяков, Г. Ризенкампф, В. Журин, А. Аскоченский, В. Пославский, B. Малыгин, Б. Коржавин, Е. Замарин, С. Алтунин, Р. Алимов, A. Мухамедов, Х. Ахмедов, Х. Якубов, Х. Исмагилов, Н. Янишевский, Д. Кац, Л. Дунин-Барковский, А. Рачинский и многие другие известные ученые.

В Ферганской долине зародился метод народных строек, с помощью которого всего за четыре месяца был построен гигантский по тому времени Большой Ферганский канал со всеми сооружениями. Этот способ в течение трех лет довоенного периода распространился по всей стране и позволил создать в большинстве ирригационных районов современные оросительные системы с полным набором инженерных сооружений.

Послевоенный период ознаменовался иным подходом, связанным с повсеместным развитием так называемой новой системы орошения, направленной на создание крупноразмерных орошаемых площадей, ориентированных на использование высокопроизводительной сельскохозяйственной техники.

Следующим значимым этапом развития орошения в Узбекистане было начатое в Голодной степи и впоследствии получившее распространение в Джизакской, Каршинской, Сурхан-Шерабадской степях, Каракалпакстане, Сырдарьинской области, комплексное освоение и орошение крупных целинных массивов земель. При этом весь комплекс работ по орошению, мелиорации, строительству инфраструктуры и коммуникаций, а также доведению земель до проектной продуктивности выполнялся одной организацией по единому плану. Этот уникальный в глобальном масштабе подход связан с именем руководившего в те годы Узбекистаном, выдающегося организатора водного хозяйства в республике Шарафа Рашидовича Рашидова.

В 60—80-х годах прошлого столетия водное хозяйство Узбекистана превратилось в ведущую отрасль страны и по объему строительно-эксплуатационных работ, и по уровню технического прогресса. Две мощнейшие организации — Минводхоз и «Главсредазирсовхозстрой» соревновались между собой не только по объему работ и вводу объектов в эксплуатацию, но и по внедрению новой техники в мелиорацию и водное хозяйство. В Узбекистане получили путевку в жизнь системы каналов с высоким коэффициентом полезного действия из трубопроводов, железобетонных лотков, облицовок — полимерных, комбинированных, железобетонных. В результате оросительные системы, построенные в эти годы, имели КПД 0,75 против 0,64 на староорошаемых землях. Наряду с новшествами в орошении параллельно развивались мелиоративные системы, оснащенные закрытыми дренами, построенными узкотраншейными и бестраншейными дреноукладчиками, производимыми в республике, системами вертикального дренажа. В Узбекистане впервые были освоены и внедрены системы комбинированного дренажа.

Такие передовые технологии потребовали изменения подхода к эксплуатации водохозяйственных систем. Руководители Министерства мелиорации и водного хозяйства республики С. Мамарасулов, один из авторов этих строк, Е. Озерский и Н. Хамраев являются основоположниками перевода эксплуатации таких систем на промышленную основу, при котором ремонтно-эксплуатационные работы осуществлялись на основе графиков профилактики сооружений, дрен, скважин и каналов, что способствовало развитию мощной ремонтной индустрии водного хозяйства.

Новаторские методы водного хозяйства и мелиорации земель впервые применялись в нашей водохозяйственной отрасли, что использовалось правительством и Министерством мелиорации и водного хозяйства бывшего Союза для проведения всесоюзных и даже зарубежных мероприятий по распространению передового опыта. Именно поэтому после проведения 9-го конгресса Международной комиссии по ирригации и дренажу (МКИД) в Москве в 1975 году его участники из 60 стран прибыли в Узбекистан, где ознакомились с водохозяйственными и мелиоративными работами в нашей республике. По той же причине первая Афро-Азиатская конференция МКИД также была проведена в Ташкенте в 1978 году. А в 1985 году в Ташкенте была проведена выездная сессия МКИД. В Узбекистане систематически проводились курсы повышения квалификации иностранных специалистов. Специалисты из Узбекистана сооружали ирригационные объекты, в частности, в Новгородской, Ивановской и Волгоградской областях Российской Федерации, а также в Афганистане, Сирии, Йемене, Анголе, на Кубе и во многих других странах.

Узбекистан обладал уникальным потенциалом проектных организаций, насчитывающих тысячи специалистов, трудом которых появились такие крупные сооружения и объекты, как высочайшая в мире плотина Нурекской ГЭС, крупнейшие по объему воды Токтогульское и Туямуюнское водохранилища. В период с 1960 по 1985 годы мелиораторами Узбекистана были спроектированы и построены мощнейший в мире Каршинский каскад насосных станций и комплекс сооружений по переброске стока Амударьи в бассейн Зарафшана, Тюямуюнский и Тахиаташский гидроузлы на Амударье, Андижанский гидроузел с уникальной арочной плотиной из железобетона высотой 120 метров, Гиссаракское и Туполангское водохранилища и много других уникальных объектов. Все это сопровождалось бурным развитием мелиоративной науки, базирующейся на исследованиях узбекских ученых в научно-производственных объединениях. Выделяемые на научные и проектные работы средства в то время составляли более пяти процентов от общей стоимости водохозяйственных и мелиоративных работ.

С объявлением независимости водное хозяйство Узбекистана выступило со стратегической программой сотрудничества со своими соседями — Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. По инициативе правительства после объявления о распаде Союза появилось обращение ко всем водохозяйственным ведомствам региона об организации совместного управления ставшими трансграничными реками — Амударьей и Сырдарьей. За ним последовали Ташкентское совещание водников в октябре 1991 года и подписание в начале 1992 года соглашения «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников», проект которого был подготовлен Узбекистаном. Именно по идее Узбекистана был заложен фундамент сотрудничества в виде Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии (МКВК), которая в прошлом году отметила 25-летие своей деятельности.

К сожалению, правильные шаги в межгосударственных отношениях сопровождались резким ослаблением внутригосударственного управления водными ресурсами и орошением, вызванным ликвидацией Министерства водного хозяйства в 1996 году и его объединением с Министерством сельского хозяйства. После такого решения начался распад водохозяйственной отрасли.

Ведомство потеряло значительные объемы работ, сократилось финансирование и численность персонала. Множество мелиораторов остались не у дел. Причину этого решения трудно объяснить, ибо обязанности водного ведомства не уменьшились, а наоборот, сильно усложнились в первую очередь вследствие превращения рек в трансграничные. Одновременно была сделана попытка с учетом независимости подстроиться под западные принципы управления, в результате чего был принят Закон «О воде и водопользователях», который заложил основы гидрографического принципа управления водой на государственном уровне. За годы независимости Главное управление водного хозяйства, оставаясь полноправным хозяином водных ресурсов и всего остаточного потенциала водного хозяйства, по сути, приспосабливалось к урезанным финансовым ресурсам и к новым условиям межгосударственного вододеления, сконцентрировав свои усилия на обслуживании сельского хозяйства и одновременно адаптируя систему водоподачи к условиям изменения режимов работы комплексных гидроузлов. Построенные водохранилища с ГЭС на территории соседних государств перешли с ирригационного режима на энергетический, что создало искусственный дефицит воды летом. Это потребовало концентрации капвложений на строительство перерегулирующих сезонных водохранилищ и поддержания в виде реконструкции в основном за счет зарубежных займов, превратившихся в очень дорогостоящее эксплуатационное мероприятие систем машинного водоподъема с помощью насосных станций. Поддержание же и тем более содержание всей огромной сети оросительных и коллекторно-дренажных каналов фактически свелось к ремонтным работам на магистралях вместо прежнего технического обслуживания всей сети.

В результате все то, чем гордилась ирригация Узбекистана — новые конструкции антифильтрационной сети в трубах и лотках, закрытый горизонтальный и вертикальный дренаж, превратилось в плохо работающую систему только по причине ликвидации некогда мощного потенциала Минводхоза. Объемы работ по промывке закрытого дренажа и его профилактике уменьшились в несколько раз — с 3,5 тысячи километров в год до одной тысячи километров. Еще хуже обстоит дело с заменой лотков и их ремонтом. Бесспорно, изменение системы эксплуатации сильно усложнило деятельность органов водного хозяйства, тем более что оно совпало с резким сокращением штата водников, работающих на уровне районных организаций. Многие районные межхозяйственные каналы превратились в бесхозные арыки. Эта ситуация вызвала к жизни ассоциации водопотребителей (АВП) как добровольную форму кооперации фермеров, но, сожалению, в их правовом и организационном статусе осталось много нерешенных вопросов, которые сделали АВП слабыми, немощными пользователями сети, не способными ее улучшать и правильно эксплуатировать. Характерно, что в этих условиях вследствие имевшей место разрухи сети в период маловодья 2000—2001 годов водохозяйственные организации не сумели обеспечить равномерное распределение ограниченного количества воды, уменьшившегося в среднем на 30 процентов. Это привело к выводу в те годы из орошения 350 тысяч гектаров орошаемых земель в Кашкадарьинской и Сырдарьинской областях и Каракалпакстане, из которых к 2017 году удалось восстановить только около ста тысяч гектаров.

Новый Минводхоз получил в наследие от прошлого 20-летнего периода крайне сложный комплекс проблем с основным фондом магистральных и межхозяйственных каналов и сооружений с неустойчивой системой управления, постоянно снижающимся техническим уровнем оросительных и дренажных систем и очень слабым состоянием бывшей внутрихозяйственной сети.

Единственный положительный фактор, открывающий возможности, в том числе для дальнейшего налаживания отношений с соседями, — новая внешняя и внутренняя политика Президента Шавката Мирзиёева, нацеленная на сотрудничество и снятие всех проблемных вопросов во взаимоотношениях между соседними странами, а также совместную работу по рациональному использованию всех водных ресурсов региона.

Вегетация 2018 года, по мнению специалистов, ожидается маловодной. Поэтому очень важно для преодоления нарастающего водного кризиса в регионе противопоставить ему совместные усилия всех стран. Очевидно, с учетом этих факторов и прежних традиций водного сектора страны хорошо бы начать с развернутой водной стратегии региона, где на период до 2035 года наметить пошаговый набор действий, который ставит во главу угла водосбережение и вовлечение всех резервов вод: сбросных, коллекторно-дренажных и подземных. Сегодня неиспользуемые ресурсы этих вод составляют в республике более 12 миллиардов кубометров. Эффективным по использованию воды и земли стало бы развитие аналитического аппарата, нацеленного на коренное улучшение ситуации в водном хозяйстве и способного анализировать положение и синтезировать план действий, подкрепленный необходимыми капвложениями, который найдет поддержку и у правительства республики, и у доноров и, самое главное — у работников отрасли и администрации на местах. Повышение самостоятельности органов водного хозяйства требует усиления в первую очередь районных звеньев водного хозяйства и его персонала — гидротехников, гидрометров, квалифицированных мирабов. Для этого необходимо выработать механизм доверия, учета и контроля. Приоритетным должно быть налаживание учета, ведь, чтобы управлять водными ресурсами, надо иметь точную информацию. Учет позволит избежать неучтенного забора воды, резко искажающего современные показатели потерь в сети и коэффициента полезного действия. Надо повсеместно организовать инвентаризацию этих показателей в нынешнем состоянии, так как по ряду областей используются устаревшие, далеко не соответствующие действительности данные. Настало время пересмотреть нормы и графики полива, так как действующие сегодня были разработаны в 1980 году с завышенными удельными расходами воды на один гектар. В рамках проекта «Интегрированное управление водными ресурсами в Ферганской долине» проведено уточнение нормативов, что дало по нынешним условиям снижение расхода воды до 20 процентов. Но почему-то после более пяти лет внедрения этого метода в республике работы прекратились, а ведь это наиболее эффективное мероприятие по рациональному использованию воды, не требующее значительных капвложений, но нацеленное на вовлечение общественного участия и инициативы водопотребителей.

Мелиоративная система — основа устойчивого земледелия, которая как вены земли обеспечивает отвод солей и излишних вод. Хотя в Минсельводхозе многие годы функционировала система гидрогеолого-мелиоративных экспедиций, их работа органически не связана с работой всего водохозяйственного комплекса. Именно от них должно исходить, базируясь на обработке результатов наблюдений за состоянием грунтовых вод и засолением земель, планирование работ по поддержанию и развитию дренажа. Для этого вся сеть наблюдений должна функционировать с высокой степенью работоспособности, точности, с использованием совершенных приборов и дистанционных методов измерений.

Необходимым шагом для доведения воды в нужном размере и в нужное время до конечного водопользователя является изменение отношения к ассоциациям водопотребителей. Но для этого нужна совместная работа с Министерством сельского хозяйства, Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, парламентом для налаживания государственно-частного партнерства с АВП, при котором государство частично передает в распоряжение ассоциаций свои права и обязанности по рациональному использованию общенациональной собственности — воды и одновременно поддерживает их в реализации этих государственных функций. По нашему мнению, необходима разработка закона об АВП, в котором будут обговорены эти взаимные обязательства, включая право собирать плату за услуги, в том числе с приусадебных участков, и условия оснащения водомерными устройствами. За Минводхозом также остается обязанность обучения специалистов ассоциаций водопотребителей. В системе АВП важное место в повышении продуктивности орошаемых земель и воды должна занять консультативная служба для фермеров, позволяющая за счет четкого соблюдения технологического регламента возделывания культур и их полива при сниженных расходах воды получать больше продукции.

Характерно, что показатели использования воды по районам и областям имеют разительные различия: продуктивность воды вдвое отличается от среднереспубликанских показателей как в большую, так и в меньшую сторону, что свидетельствует о наличии резервов и необходимости организовать обмен опытом между регионами.

Огромная работа предстоит по восстановлению мощностей водохозяйственной индустрии, включая заводы по производству лотков, закрытых трубопроводов, плит для облицовки каналов, полиэтиленовых дренажных труб. Надо вернуться к налаживанию забытой системы производства ремонтно-эксплуатационных работ на промышленной основе. Это относится в первую очередь к профилактике коллекторно-дренажной сети как основе предотвращения нарастания засоления и заболачивания, к восстановлению и ремонту лотковой и трубчатой сети, организации производства водомерных устройств и запорной аппаратуры, а также гибких и жестких поливных трубопроводов. Одновременно должна быть пересмотрена система эксплуатации насосных станций, где сосредоточены большие резервы автоматизации и снижения эксплуатационных затрат воды, включая расход электроэнергии. Вообще Узбекистан был пионером во внедрении средств автоматики, систем SCADA (автоматического контроля и постоянного наблюдения) на магистральных и межгосударственных водотоках, а ныне эти работы приторможены, хотя именно они могут способствовать прозрачности и повышению доверия между водопользователями и, что очень важно, снизить непродуктивные потери воды.

По нашему мнению, настало время внедрения экономического механизма водопользования с введением оплаты по объему забираемой воды с повышающимся при переборе тарифом и соответственно установлением льгот и премий при экономии воды. Только переход на платное водопользование может обеспечить перелом в повсеместном использовании воды. При этом базовое финансирование централизованной подачи воды должно сохраниться, а часть переменных затрат на воду использоваться в качестве обоснования тарифа оплаты.

Понятно, что вся эта система функционирования отрасли, нацеленная на эксплуатацию водохозяйственных объектов, будет требовать высококвалифицированного персонала, владеющего современными методами инженерного, организационного, экономического и экологического анализа и информационных технологий, включая географические информационные системы (ГИС) и дистанционные инструменты. Глава государства уделил большое внимание оснащению и реконструкции системы обучения молодых специалистов в ТИИИМСХ, в которых очень нуждается отрасль. Необходимо увеличить число абитуриентов. Не меньшее значение имеет постоянное повышение квалификации: ежегодно нужно готовить, по крайней мере, одну пятую часть персонала. В настоящее время переподготовку проходит в среднем одна тысяча человек, и на сегодня обучено 2 200 работников отрасли.

Вновь созданному министерству необходимо научиться работать с наукой, озадачивать науку, слушать науку и помогать ей, а не только вспоминать о науке, когда надо подготовить какую-то справку. Мы надеемся, что правительство найдет возможности для оказания материальной поддержки научным организациям, включая пользующийся авторитетом во всем мире НИЦ МКВК.

Водное хозяйство и мелиорация всегда были флагманами развития. Престиж отрасли должен быть восстановлен и по значимости, и по уровню знаний. Поэтому учреждение Дня мелиорации также способствовало бы росту значимости благородной профессии.

Если ориентироваться на передовой опыт, откроется возможность оросить в республике еще 2—2,5 миллиона гектаров земли только за счет своих резервов и смело встретить все угрозы, связанные с предполагаемыми изменениями климата.

Исмаил ДЖУРАБЕКОВ,

Виктор ДУХОВНЫЙ,

заслуженные ирригаторы Узбекистана.



Автор: Газета "Народное слово"
Просмотров: 2205