×

Телефон доверия (круглосуточно):

(+998 71) 233-28-28


Канцелярия

(+998 71) 239-14-27

Факс: +(998 71) 239-15-17


Электронная почта: info@mfa.uz


Консульское управление:

Вопросы визы - (+998 71) 233-73-40, 236-27-07;

Ввопросы гражданства, легализации и правовой помощи- (+998 71) 232-17-30, 233-36-03

Паспортный отдел - (+998 71) 236-37-54;

Работа с консульскими учреждениями - (+998 71) 233-35-58


Электронная почта: consul@mfa.uz


Контакты

Консульская услуга
Виза в Узбекистан – E-visa
06:46:35 (GMT +5), пятница, 18 октября 2019
O‘zbekcha На русском In English
Включить озвучивание Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная Президента Республики Узбекистан Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


5 февраля 2018

Алишер Навои: Бессмертны имя и образ

"Ежегодно в нашей стране широко отмечается день рождения великого поэта и мыслителя Алишера Навои. Повсеместно вспоминаются его гениальные произведения, мысли, духовное наследие. На страницах многотомных изданий, газет и журналов печатают ставший привычным и узнаваемым портрет классика мировой и отечественной литературы. Хотелось бы больше узнать о его авторе - художнике Владимире Кайдалове и истории создания прекрасного образа в изобразительном искусстве Узбекистана"

Эркин Ибрагимов.

г. Ташкент.

На вопрос отвечает главный научный сотрудник Института искусствознания АН Узбекистана, доктор искусствоведения Нигора АХМЕДОВА:

- Один из первых портретов Алишера Навои выполнен учеником Камолиддина Бехзода Махмудом Музаххибом. В середине ХХ века миниатюра вдохновила ряд узбекских художников и скульпторов на создание целой галереи образов великого поэта.

Многие годы образ Навои привлекал художников именно в жанре портрета. И каждый автор пытался внести в него какие-то личные моменты - одиночество, верность любви, поиски истины. Так, в 1991 году Абдулхак Абдуллаев написал работу, где поэт, стоящий скрестив руки на груди, изображен на фоне Герата. У Чингиза Ахмарова в силу другого принципа твор­чества Навои изображен молодым. Очень интересны черно-белые графические работы Кутлуга Башарова. В том же году одним из первых произведений, которым буквально "выстрелил" молодой Жавлон Умарбеков, стало композиционное полотно "Хусейн Байкара и Алишер Навои в юности".

Возрождение нашего духовного наследия, национального самосознания в годы независимости стало новым витком интереса к творчеству Навои, его личности. Отечественные художники отображают в своих работах созвучные произведениям поэта поиски смысла жизни, своего пути и предназначения, идею совершенного человека. В их числе Ниязали Холматов, Джамал Усманов. Все творчество Д. Усманова связано с произведением "Язык птиц". Художник отмечает, что Навои стал для него духовной опорой в жизни и творчестве, сподвиг на поиск нового языка в живописи. Он постоянно трактует его по-новому, даже интерпретировал классическую тему в жанре видеоарта. Духовные поиски привели к творчеству Алишера Навои и Баходыра Джалалова. Они отражены в очень красивой серии графических листов по "Хамсе" ("Пятерице"). Искандер Икрамов выполнил прекрасные графические работы к произведению "Фархад и Ширин".

В 2012 году в Ташкентском Доме фотографии прошла литературно-художественная выставка "Цветок вечности", посвященная 571-летию со дня рождения поэта. В экспозицию вошли 60 художественных произведений, представленных авторами нескольких поколений, выполненных в различных направлениях изобразительного искусства. Образ великого поэта-мыслителя, считающегося основоположником узбекского литературного языка, а также работы, навеянные размышлениями над его творениями, были представлены в живописи, художественной фотографии, графике, скульптуре и миниатюре.

Интересны и скульптурные работы с изображением Навои. Один из самых впечатляющих монументов расположен в Национальном парке Ташкента, носящем имя поэта. Его авторы - Э. Алиев, Н. Бандзеладзе и В. Дегтярев. Можно отметить и памятники в Москве, Шанхае, Токийском университете "Сока", выполненные Равшаном Миртаджиевым. Очень гармонична скульп­тура, установленная в 1968 году у здания Молодежного театра Узбекистана. Авторы - Д. Рябичев, К. Салахитдинов, архитектор - Ф. Турсунов. Увековечен образ поэта и на одной из площадей Баку.

Портрет поэта, написанный художником Владимиром Кайдаловым, - один из первых, созданных в послевоенное время. Уже в 1939 году началась масштабная подготовка к 500-летию великого поэта. Согласно архивным данным план празднования состоял из 35 пунктов, в которые вошли издание произведений Навои, книг о поэте, запланировано в Ташкенте строительство театра, носящего его имя. Тогда же был объявлен творческий конкурс на лучший образ Навои. Но вмешалась война, отодвинувшая все эти планы на долгое время.

В суровом 1941 году не удалось масштабно провести юбилейные торжества. Они отмечались в Ташкенте уже в 1948 году. Однако, несмотря на блокаду, благодаря самоотверженности питерских ученых и литераторов юбилей все же был отмечен зимой сорок первого. В Эрмитаже собрались под председательством академика И. А. Орбели крупные ученые-востоковеды и представители общест­венности. Многие постоянные посетители Эрмитажа, узнав о юбилее поэта, пешком добирались сюда с разных окраин! Звучали стихи и поэмы, которые актуальны и по сей день. Ведь они воспевают любовь к жизни, дружбу, человеческий разум, победу над силами тьмы.

Результаты творческого конкурса были подведены в 1948 году. Первой премии не был удостоен никто, вторая присуждена графическому портрету - автолитографии Владимира Елпидифоровича Кайдалова (1947 год). Поэт изображен по грудь у окна, с книгой в руках. Сбоку решетчатая панджара. Позднее с этого портрета была выпущена марка. Сегодня он является собственностью Государственного музея литературы имени Алишера Навои Академии наук Узбекистана.

Невольно возникает вопрос: почему выбрали именно портрет Кайдалова? К примеру, очень интересный образ поэта был у В. Рождественского, но он был трагическим. Кайдалов же очень точно сумел уловить требования времени, портрет им написан на эмоциональной волне победы над фашизмом. Художник создал глубокий и проникновенный образ поэта - философа и мыслителя, прекрасного и сильного человека, стоящего выше своих личных невзгод и интересов, тяжелой судьбы. Очень важно, что в основе трактовки портрета лежит искусство восточной миниатюры. Долгое время он был эталонным. Алишер Навои изображен большеглазым, с элегантной бородой, в чалме. Позже художник создал живописный портрет - размышляющий Навои сидит за многогранным резным столиком, на котором книги с письменными принадлежностями. Взгляд устремлен далеко вперед. Лицо поэта словно излучает изнутри доброту и свет. В портрете автор сумел передать огромную любовь к своему герою.

Вот уже более пяти с половиной веков творческое наследие великого поэта и мыслителя, призывающее к совершенствованию духовных, интеллектуальных и физических качеств человека, словно путеводная звезда, освещает путь благодарных современников и потомков. Алишер Навои продолжает оставаться духовным камертоном нации, поэтому интерес к личности поэта-гуманиста, его творчест­ву не угасает. И самое главное, что каждый художник, воплощая образ гениального мыслителя, находит в творчестве "своего" Навои. Все новые поколения творцов обращаются к его произведениям в поисках истины, себя, своего пути, вечных ценностей.



Автор: газета «Правда Востока»
Просмотров: 5369