28 ноября 2017

Свободные экономические зоны в Узбекистане

Свободные экономические зоны - один из важнейших инструментов экономической политики привлечения инвестиций для расширения экспортного потенциала, внедрения инновационных идей, ноу-хау, технологий, а также поддержки отстающих регионов. До недавнего времени у нас этот механизм использовался достаточно ограниченно, но в нынешнем году ситуация кардинально изменилась.

Перспективный комплекс экономики

7 августа вышло постановление Президента "О мерах по усилению координации и повышению ответственности министерств, ведомств, органов государственной власти на местах за эффективное функционирование деятельности свободных экономических зон". Документ обозначил ряд проблем в становлении СЭЗ в стране, в числе которых отсутствие четких принципов и подходов к их развитию на среднесрочную и долгосрочную перспективу, недостаточная информированность потенциальных инвесторов о возможностях этих зон, отсутствие целостной системы по отбору перспективных предложений, низкое качество портфеля инвестиционных проектов.

Постановление определило основные направления дальнейшего развития деятельности свободных экономиче­ских зон в нашей стране. Кроме того, создана Специальная межведомственная комиссия по координации деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон. Наиболее важным моментом здесь является институциональное оформление управления развития комплекса СЭЗ в целом по республике, что поможет централизовать решение общих для них проблем и задач.

Для кредитно-финансовой поддержки хозяйствующих субъектов свободных экономических зон за ними закрепляются коммерческие банки, а Фонду реконструкции и развития предписывается открыть этим банкам кредитные линии в общем объеме до 100 млн долларов. Государственный таможенный комитет в трехмесячный срок организовал в зонах таможенные посты и склады, а также упростил соответствующие процедуры.

Если раньше СЭЗ создавались и действовали на основе Закона "О свободных экономических зонах" под контролем Кабинета Министров в индивидуальном порядке и нормативные акты принимались касательно каждой зоны отдельно, то постановление касается всех действующих и создаваемых СЭЗ и предусматривает единую координацию на центральном уровне их развития. И это обусловлено, видимо, тем, что решениями этого года СЭЗ из отдельных фрагментов узбекской экономики превращаются в ее важную составную часть, отдельный, наиболее перспективный комплекс.

Успешно, но слишком локально

Потенциал такого инструмента экономического развития, как СЭЗ, в Узбекистане освоен достаточно давно. Уже в апреле 1996 года был принят Закон "О свободных экономиче­ских зонах". Однако прошло достаточно много времени, прежде чем создали первую СЭЗ. Это объясняется тем, что экономический спад девяностых годов в те времена еще не завершился, а рыночные отношения, в рамках которых выстраивается деятельность СЭЗ, находились в процессе формирования, как и необходимый инвестиционный и управленче­ский потенциал.

Первая свободная индустриально-экономическая зона (СИЭЗ) "Навои" учреждена Указом Президента от 2 декабря 2008 года для создания благоприятных условий по привлечению иностранных инвестиций, чтобы организовать высокотехнологичные производства и развитие промышленного потенциала, производственной, транспортно-транзитной и социальной инфраструктуры.

С момента ее создания введены в эксплуатацию производства по 24 инвестиционным проектам на общую сумму 116,7 млн долларов. Здесь функционируют 20 предприятий с иностранными инвесторами, организовано производство модемов и ТВ-приставок, силовых кабелей, мобильных и стационарных телефонных аппаратов, косметических изделий, автомобильных аккумуляторных кабелей и проводов, готовых лекарственных средств и другого. На новых предприятиях создано около 900 рабочих мест и производится более ста видов продукции на экспорт. Примечательно, что отечественные специалисты в условиях нашей сухопутной страны, отделенной от мирового океана как минимум двумя государствами, смогли успешно внедрить в работу зарубежный опыт трансграничных транспортно-логистических СЭЗ, привязанных, как правило, к морским портам.

За время работы с 2012 года СИЗ "Ангрен" на ее территории налажено производство высокотехнологичной продукции по 11 проектам на общую сумму более 182,5 млн долларов. Приоритетным является производство строительных материалов, электроники и электротехники, машиностроения, пищевых товаров. Кроме того, в СИЗ "Ангрен" имеется международный центр логистики "Ангрен" с мощностью в четыре миллиона тонн грузовых операций. Большие перспективы дальнейшего развития этой СИЗ связаны с пуском железной дороги Ангрен-Пап.

За 2013-2016 годы на территории СИЗ "Джизак" реализовано 19 проектов с участием китайских компаний на общую сумму 91,3 млн долларов по производству мобильных телефонов, солнечных водонагревательных систем, сантехнических изделий, швейных машин, переработке продуктов животноводства и производству кормов и других. Завершены пять инициатив по выпуску пассивного оборудования и аксессуаров для построения оптических сетей совместно с компанией Jiangsu Zhongtian Technology Co. Ltd (КНР), телекоммуникационного оборудования с компанией Huawei Tech. Investment Co. Ltd, видео- и IP-телефонных аппаратов с компанией ZTE Corporation (КНР), теплоизоляционных материалов на основе стекловолокна на базе ООО "EcoClimat". В Сырдарьинском филиале СИЗ "Джизак" осуществлено четыре проекта стоимостью 15,5 млн долларов. Здесь налажены выпуск мобильных телефонов, керамиче­ских плиток, переработка продуктов животноводства и производство кормов.

Динамичное сегодня

Эти зоны действовали достаточно успешно, но все-таки представляли собой весьма локальные сегменты отечественной экономики, что видно хотя бы по объемам привлеченных инвестиций. Тем не менее, успешная деятельность ранее созданных индустриальных зон вкупе с накопленным опытом в этом направлении позволила значительно расширить использование инструмента СЭЗ для экономического развития страны и отдельных ее территорий в этом году. Уже начало 2017-го ознаменовалось Указом главы государства от 12 января о создании еще четырех - в Ургутском районе Самаркандской области (СЭЗ "Ургут"), Гиждуванском районе Бухарской области ("Гиждуван"), городе Коканде Ферганской области ("Коканд") и Хазараспском районе Хорезм­ской области ("Хазарасп"). Они помогут привлечь инвестиции в организацию современных производств по глубокой переработке минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсов, выпуску конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, а также комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала соответствующих областей.

Не прошло и нескольких месяцев, как вышел Указ Президента от 3 мая, определивший появление сразу семи СЭЗ - "Нукус-фарм", "Зомин-фарм", "Косонсой-фарм", "Сирдарё-фарм", "Бойсун-фарм", "Бустонлик-фарм", "Паркент-фарм". Они обеспечат комплексное и эффективное использование производственного и ресурсного потенциала Каракалпакстана, Джизак­ской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьин­ской и Ташкентской областей в части выращивания лекарственного растительного сырья в особых природных условиях для последующей его переработки.

Эти зоны несколько отличаются от своих предшественниц и созданы для конкретной отраслевой задачи. Дело в том, что рынок фармацевтической продукции сильно зависит от импортной составляющей, что из-за курсовой разницы валют ведет к удорожанию лекарств и медицинских препаратов для населения. Однако растительный мир Узбекистана дает возможность производить большинство компонентов фармацевтической продукции из собственного сырья, которое сейчас используется в ограниченном количестве. Указом предусмотрено выделение земель для создания плантаций лекарственных растений в соответствующих зонах.

А три месяца спустя Президент подписал постановление о создании в столичной области малых промышленных зон (МПЗ) на базе неиспользуемых производственных площадей и земельных участков. Недвижимое государственное имущество, находящееся на территории зон, будет предоставляться субъектам предпринимательства в долгосрочную аренду сроком на десять лет с "нулевой" процентной ставкой, с последующей передачей права собственности при условии выполнения бизнес-планов. Компании на территориях этих зон будут освобождены от ряда налогов при условии вложения определенных объемов инвестиций.

Кадры нужны самим

Но, пожалуй, самый интересный и перспективный проект, связанный с соз­данием особого экономического режима деятельности, был запущен с выходом Указа главы государства "О мерах по коренному улучшению условий для развития отрасли информационных технологий в республике" от 30 июня. Согласно ему создан Инновационный центр по поддержке разработки и внедрения информационных технологий "Mirzo Ulugbek Innovation Center". Его резиденты разместятся на всей территории страны, что, пожалуй, беспрецедентно для отечественной практики, но обеспечивает равные благоприятные условия для осуществления инновационных проектов и предоставляет возможность молодежи реализовать в них свой творческий потенциал.

Представители Инновационного цент­ра до 1 января 2028 года освобождены от уплаты налогов и обязательных платежей, также они получили таможенные льготы. Налоговые преференции предусмотрены и для работников центра. Но, пожалуй, самое главное, - его финансово-хозяйственная деятельность изначально более интегрирована в системы международных операций и расчетов, нежели другие хозяйствующие субъекты нашей страны. Так, резидентам центра разрешено осуществлять расчеты в иностранной валюте, а также экспортировать работы и услуги за иностранную валюту через онлайновые магазины в сети интернет без наличия экспортного контракта. По сути, именно эти особенности и позволяют наиболее благоприятным образом реализоваться интеллектуальному потенциалу нашей страны без необходимости выезда за рубеж и работы на иностранные компании. Инновационные продукты могут создаваться и реализовываться на экспорт непосредственно с территории Узбекистана.

Почему именно этот проект так важен? В современном мире успешное развитие связывают с качеством человече­ского потенциала, образованием, подготовкой кадров. Грамотные и высококвалифицированные кадры пользуются высоким спросом. Поэтому наша талантливая молодежь очень часто уезжает продолжать образование и работать за рубеж. В итоге самый ценный капитал, в который государство вкладывает немалые средства, зачастую развивает экономику не своей страны, а других. "Утечка мозгов" свойственна всем государствам, решить эту проблему пытаются по-разному, но суть заключается в том, чтобы создавать в своей стране наиболее благоприятные условия для работы талантливой молодежи. И проект "Mirzo Ulugbek Innovation Center" сосредоточен именно на этом. По своей направленности он аналогичен китайским зонам высоких технологий, японским технополисам, "силиконовым долинам" США. Но, наверное, уникален тем, что его режим распространяется на всю территорию страны.

Зачем нам столько СЭЗ?

Узбекистан, накопив опыт использования режимов СЭЗ для экономического развития на трех успешных проектах, перешел к широкому использованию этого эффективного экономического инструмента в масштабах узбекской экономики. Причем спектр решаемых с его помощью проблем существенно расширяется - стимулирование развития экономически проблемных регионов, развитие высокотехнологичных экспортоориентированных производств, повышение конкурентоспособности фармацевтической отрасли, формирование механизмов и инструментов инновационного развития. На возникающие вопросы "Не слишком ли много СЭЗ?" и "Сколько их вообще нужно Узбекистану?" ответ может дать зарубежная практика, в особенности самых динамичных экономик - китайской и американской. Последняя представлена более чем 1400 предпринимательских зон - одним из видов СЭЗ. Достаточно сказать, что не весь инструментарий мирового опыта экономических зон для решения тех или иных экономических проблем и задач в Узбекистане еще освоен. Ответ, пожалуй, может быть таким: если с помощью СЭЗ - особого режима экономической деятельности - можно ликвидировать определенную экономическую проблему или задачу, то она должна быть именно так и решена.



Автор: Газета «Правда Востока»
Просмотров: 16205