×

Телефон доверия (круглосуточно):

(+998 71) 233-28-28


Канцелярия

(+998 71) 239-14-27

Факс: +(998 71) 239-15-17


Электронная почта: info@mfa.uz


Консульское управление:

Вопросы визы - (+998 71) 233-73-40, 236-27-07;

Ввопросы гражданства, легализации и правовой помощи- (+998 71) 232-17-30, 233-36-03

Паспортный отдел - (+998 71) 236-37-54;

Работа с консульскими учреждениями - (+998 71) 233-35-58


Электронная почта: consul@mfa.uz


Контакты

Консульская услуга
Виза в Узбекистан – E-visa
04:15:36 (GMT +5), вторник, 21 января 2020
O‘zbekcha На русском In English
Включить озвучивание Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная Президента Республики Узбекистан Электронный список избирателей за рубежом Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


21 февраля 2017

Не привилегия, а гражданский долг

Широкое участие государственных и общественных институтов в разработке Стратегии действий предопределило ее жизненность и соответствие современным реалиям. Успех ее реализации, безусловно, также будет зависеть от консолидации усилий государства и всего общественного потенциала в этой большой и важной работе.

Одним из пяти приоритетных направлений развития Узбекистана определено совершенствование государственного и общественного строительства. В данном контексте важную роль призваны сыграть конкретные шаги по дальнейшему усилению роли парламента и политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны. Потому что именно представительные органы власти Конституцией и законами уполномочены создавать прочную и эффективную правовую платформу успешного решения стратегических задач. Ведь наша главная цель — построение правового демократического государства, в котором человек, его права, свободы, честь и достоинство — высшая ценность.

Коренное улучшение качества законотворческой работы, укрепление места и роли ведущих политических сил в жизни государства является важнейшим и определяющим фактором реализации Стратегии действий на предстоящие пять лет, создания благоприятных условий развития и модернизации страны и на более долгосрочную перспективу.

Только в 2017 году в соответствии с намеченными в Стратегии задачами палатам Олий Мажлиса предстоит работа над 50 проектами законов, из которых 18 новых законов, свыше 30 законов, вносящих изменения и дополнения в законодательство и направленных на совершенствование регулирования отношений во всех сферах жизни народа. Так, в государственном и общественном строительстве преду-смотрена разработка 17 проектов законов, в судебно-правовой сфере — 18, в направлении либерализации экономики — 7, в социальной сфере — 4, внешнеполитической деятельности — 3 новых проекта закона. В соответствии с поручением главы государства в Государственную программу нынешнего года включена разработка проекта Национальной программы по повышению правовой культуры в обществе. В числе нормативно-правовых актов, имеющих огромное социальное значение и включенных в Госпрограмму, — проекты законов «Об общественном контроле», «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней» и многие другие.

Особое место среди них занимают правовые акты, направленные на усиление и повышение эффективности контрольно-аналитической деятельности парламента, которая является основой основ обеспечения верховенства закона, изучения проблем в правоприменительной практике, дальнейшего развития национального законодательства.

Как известно, в апреле 2016 года был принят Закон «О парламентском контроле». В нем закреплены четкие механизмы, формы и методы осуществления парламентского контроля. В числе новых форм в практику вошли парламентское расследование, запросы сенаторов и депутатов, деятельность специально созданной палатами парламента Комиссии Сената по контролю за деятельностью органов прокуратуры и ряд других.

В то же время парламентский контроль, сохраняя свои задачи, цели и принципы, должен непрерывно развиваться вместе с преобразованиями в обществе и государстве. В Год диалога с народом и интересов человека на передний план выходят задачи по созданию таких механизмов парламентского контроля, как изучение положения дел непосредственно на местах, открытый и доверительный диалог с народом. Проведенная в феврале десятидневная аналитическая работа сенаторов и депутатов Законодательной палаты в регионах страны, встречи лицом к лицу с населением показали эффективность такого подхода, а именно позволили увидеть, как на практике работает тот или иной закон по отношению к каждой отдельной семье, жителю района, в чем причина возникающих в правоприменительной практике проблем.

Поэтому парламентариям предстоит разработать изменения и дополнения в Закон «О парламентском контроле» с тем, чтобы внедрить и раскрыть новые механизмы.

Как известно, одним из важных направлений парламентского контроля является деятельность Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана). Ее четкая регламентация, усиление роли и места региональных представителей омбудсмана в защите прав и свобод граждан является важным условием повышения их ответственности и эффективности работы. Поэтому в соответствующий закон об омбудсмане будут внесены поправки, которые законодательно закрепят статус региональных представителей омбудсмана, установят их полномочия, права и обязанности.

Парламентский контроль, равно как и законотворческая работа, должен охватывать абсолютно все сферы жизни государства, обеспечивая во взаимосвязи с правоохранительными и контролирующими службами стабильное соблюдение законов участниками правоотношений. В настоящее время, пожалуй, самой актуальной задачей в экономике страны является создание условий для активного привлечения в нее иностранных инвестиций. Их вливание не только обеспечит жизнеспособность отраслей, но и повысит их конкурентный потенциал.

Как известно, в целях дальнейшего повышения роли парламента в вопросах осуществления внешнеполитической деятельности по защите и продвижению национальных интересов на мировой арене, расширения международного экономического сотрудничества, привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в регионы страны, развития туризма, укрепления международного имиджа страны, усиления парламентского контроля в данной сфере в декабре 2016 года в верхней палате парламента на базе Комитета по внешнеполитическим вопросам образован Комитет по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма. Расширена его структура и сфера деятельности, введена должность первого заместителя Председателя Сената с возложением на него функции по координации деятельности, контролю за исполнением программ и планов работы в данной сфере.

В связи с этим в план работы парламента на текущий год включено внесение изменений и дополнений в конституционные Законы Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», а также в регламенты палат по имплементации в них норм международного права по осуществлению

государственной внешней политики. Предусмотрены меры по совершенствованию правового механизма организации деятельности межпарламентских групп сотрудничества, будут расширены возможности парламентской дипломатии Узбекистана в реализации национальных интересов.

Главная идея Года диалога с народом и интересов человека, предусматривающая установление эффективной обратной связи государства и общества, заключается прежде всего в обеспечении открытости деятельности органов государственной власти и управления. Каждодневная работа представительных органов власти, а именно Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, безусловно, должна быть максимально прозрачной, ибо избранные путем свободного волеизъявления представители должны быть подотчетными своему народу. В этом случае как нельзя более значим принцип, провозглашенный Президентом страны Шавкатом Мирзиёевым, — «Не народ должен служить государственным органам,

а государственные органы должны служить народу». В настоящее время деятельность национального парламента широко освещается в средствах массовой информации, на официальных веб-сайтах. Вместе с тем с развитием информационно-коммуникационных технологий появляются новые возможности укрепления связи с избирателями, установления активного диалога с ними, рассмотрения обращений граждан. В 2017 году запланирована разработка системы «Электронный парламент», которая даст возможность усилить обратную связь с населением, повысить эффективность и прозрачность деятельности депутатов и сенаторов, усовершенствовать уровень взаимодействия с местными органами власти.

Как известно, в нашей стране в выборах в парламент, местные представительные органы власти участвуют кандидаты от политических партий. Они представляют интересы своего электората и в силу оказанного избирателями доверия в своей каждодневной работе должны руководствоваться ими, стремиться к достижению тех политических целей партии, которые и были оценены избирателями.

В рамках Стратегии действий будут предприняты меры и по повышению роли политических партий в государственном и общественном строительстве. В частности, намечена разработка проекта закона о внесении в Закон «О политических партиях» изменений и дополнений, которые расширят права и полномочия депутатских групп политических партий в Кенгашах народных депутатов в части усиления контроля за деятельностью исполнительной власти на местах. Партийные группы смогут вносить предложения о внесении для рассмотрения на сессиях местного Кенгаша вопросов социально-экономического развития района и заслушивания отчетов должностных лиц местных органов исполнительной власти. Кроме того, разрабатывается механизм консультаций с партийными группами по вопросу выдвижения кандидатуры хокима города, района при рассмотрении в областном Кенгаше народных депутатов. Партийные группы также будут вносить на рассмотрение вопросы о неудовлетворительной деятельности руководителей органов исполнительной власти.

Конкретные задачи, цели, сроки, взаимоувязанность всех позиций Стратегии действий, ее жизненность и динамика не приемлют пассивности, формализма, безответственности в данном случае со стороны народных избранников. Ведь быть депутатом и сенатором — это не привилегия. Принципом нашей работы должны стать критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность.

Светлана АРТЫКОВА,

заместитель Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан



Автор: Газета "Народное слово"
Просмотров: 7197