×

Телефон доверия (круглосуточно):

(+998 71) 233-28-28


Канцелярия

(+998 71) 239-14-27

Факс: +(998 71) 239-15-17


Электронная почта: info@mfa.uz


Консульское управление:

Вопросы визы - (+998 71) 233-73-40, 236-27-07;

Ввопросы гражданства, легализации и правовой помощи- (+998 71) 232-17-30, 233-36-03

Паспортный отдел - (+998 71) 236-37-54;

Работа с консульскими учреждениями - (+998 71) 233-35-58


Электронная почта: consul@mfa.uz


Контакты

Консульская услуга
Виза в Узбекистан – E-visa
09:27:23 (GMT +5), четверг, 13 августа 2020
O‘zbekcha На русском In English
Включить озвучивание Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная Президента Республики Узбекистан Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


16 февраля 2017

Образование — это знания, обеспечивающие эволюцию человечества

В годы независимости в нашей стране создан прочный организационно-правовой механизм коренного совершенствования системы образования и воспитания, подготовки достойной смены. На основе принятых в сфере государственных программ множество образовательных учреждений было построено заново и оснащено современным оборудованием. Работа в данном направлении набирает обороты, ибо формирование у молодежи самостоятельного мышления и широкого мировоззрения сегодня приобретает еще большую актуальность. Время требует новых подходов к процессу обучения и воспитания, внедрения в сферу инновационных технологий.

С вопросами о надлежащем выполнении таких задач и дальнейшем укреплении достигнутых практических результатов наш корреспондент обратился к министру народного образования Республики Узбекистан Улугбеку Иноятову.

— Важное место в обеспечении качества и эффективности образования и воспитания занимает профессиональное мастерство педагогов и воспитателей. Президент страны Шавкат Мирзиёев подчеркивает, что совершенствование работы всех звеньев системы образования и воспитания на основе современных требований считается первостепенной задачей. Как она решается?

— Обучение подрастающего поколения сегодня требует от учителей высокой квалификации. Чтобы организовать урок в соответствии с требованиями времени, преподаватель должен находиться в постоянном поиске и тщательно готовиться к каждому занятию. С этой точки зрения в систему народного образования необходимо активнее внедрять новые педагогические технологии и учебные программы, а также последовательно повышать профессиональное мастерство учителей.

В настоящее время в системе народного образования действуют 4 916 дошкольных образовательных учреждений, 9 692 средние общеобразовательные школы, 301 детская школа музыки и искусства, 211 центров «Баркамол авлод», 225 детско-юношеских спортивных школ, 4 государственных педагогических института.

Налажена система повышения квалификации руководящих и педагогических кадров. Введены современные методы дистанционного повышения квалификации. Только в 2016 году более 93 тысяч руководителей и педагогов повысили свою квалификацию по 140 категориям.

На сегодняшний день в общеобразовательных школах страны трудятся 389 тысяч 740 учителей. Среди них регулярно проводятся аттестация и тестирование. В частности, 3—12 января текущего года состоялась проверка уровня знаний и профессионального мастерства преподавателей английского языка. По результатам, 17 250 учителей, или 89,5 процента от общего их числа, успешно прошли тестирование. В отношении остальных 2 869 человек запланировано внеочередное прохождение курсов повышения квалификации.

— На расширенном заседании правительства 16 января этого года глава государства отметил, что необходимо коренным образом пересмотреть учебные планы и программы. Какие меры осуществляются по исполнению задач в этом направлении?

— Безусловно, большое значение в эффективной организации учебных занятий имеют и соответствующие нормативные документы, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Исходя из этих целей главой государства ставятся задачи по созданию современной методологии обучения и введению ее в практику, усилению у учащихся мотивации к сознательному выбору профессии, внедрению совершенно нового подхода к созданию учебников. Сегодня ускорение процессов глобализации требует от нас коренного пересмотра учебных программ, разработки усовершенствованных нормативных документов и учебно-методических пособий, которые способствовали бы подготовке молодежи с глубокими знаниями и логическим мышлением.

В последние годы в целях всестороннего развития личности учащегося и с учетом национального и международного опыта по 18 общеобразовательным дисциплинам были разработаны проекты государственных образовательных стандартов и учебных программ непрерывного образования, которые основывались на отраслевом подходе. Они прошли апробацию в 75 школах, 39 профессиональных колледжах и 28 академических лицеях. Таким образом, подготовлены проекты новых образовательных стандартов и учебных программ — непрерывных и взаимоувязанных, соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся, позволяющих использовать теоретические знания на практике.

В настоящее время нашими важными задачами являются также создание новых форм методической службы для педагогов, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс оценки качества образования. Думаю, налаживание такой работы будет способствовать решению ряда волнующих проблем, в том числе устранению недостатков в учебно-воспитательном процессе.

— Нынешний год объявлен Годом диалога с народом и интересов человека. Как в системе народного образования будет выполняться работа по ведению постоянного диалога с родителями и учителями, выявлению имеющихся проблем и их решению?

— Министерство народного образования уделяет постоянное внимание дальнейшему укреплению связей с общественностью, вопросу обеспечения законного права каждого на получение информации. Для обеспечения открытости и гласности деятельности министерства, незамедлительного рассмотрения предложений, обращений и заявлений граждан, а также изучения общественного мнения о проводимых реформах действует «телефон доверия» по номеру 1006, с 28 ноября 2016 года запущена виртуальная приемная министра народного образования http://www.uzedu.uz/Xtv/contact.

Обращения, поступающие в министерство, в том числе в виртуальную приемную, принимаются в соответствии с действующим законодательством и рассматриваются в установленном порядке и сроках. Если говорить цифрами, то в 2016 году от граждан поступило более 5,5 тысячи обращений. Анализ показал, что самое большое количество заявлений, жалоб и предложений касаются таких вопросов, как трудоустройство, зачисление на учебу, деятельность дошкольных образовательных учреждений, совершенствование содержания обучения и воспитания, распределение учебной нагрузки среди учителей школ. По всем этим вопросам принимаются соответствующие меры. Также в тех регионах, откуда поступает больше всего обращений, проводится прием граждан ответственными работниками и дни открытых дверей.

— Принятие постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования на 2017—2021 годы» обнадежило многих родителей. Расскажите о работе по выполнению задач, обозначенных в этом документе.

— Ныне ребенок уже в дошкольном возрасте читает, пишет и считает, даже умеет пользоваться планшетом, компьютером. Это требует совершенствования учебных программ дошкольных образовательных учреждений в соответствии с передовым зарубежным опытом. Постановлением главы государства утверждена программа мер, целями которой являются коренное повышение уровня подготовки детей к школе, создание условий для их всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития. Согласно программе запланировано укрепление материально-технической базы 2 200 дошкольных образовательных учреждений, строительство новых в сельских населенных пунктах, их оснащение современным инвентарем,оборудованием, учебно-методическими пособиями и мультимедийными средствами. Реализация определенных в постановлении мер позволит увеличить охват детей дошкольным образованием в 1,5 раза. К 2021 году количество воспитанников превысит 1 миллион 109 тысяч детей.

Значимый вопрос — повышение квалификации, потенциала и опыта педагогов-воспитателей. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений будут осуществляться прежде всего через усовершенствование учебных планов и программ с учетом современных педагогических технологий и методов. На сегодняшний день в системе дошкольного образования трудятся более 55 тысяч педагогов, их квалификация будет повышена поэтапно, на основе усовершенствованных учебных планов и программ.

С учетом опыта передовых зарубежных стран мы намерены в 2017 году разработать альтернативные учебные программы для дошкольного образования и внедрить их в практику. Они будут служить более качественной подготовке детей к школе, развитию их интеллектуальных способностей и логического мышления, быстрому овладению чтением и письмом.

— Какова эффективность новых государственных образовательных стандартов и учебных программ, введенных с целью дальнейшего совершенствования системы изучения иностранных языков?

— Следует отметить, что ныне дети изучают иностранные языки с большим интересом и на основе учебников, созданных в соответствии с образовательными стандартами по иностранным языкам. Для 1—4-х классов общеобразовательных школ разработаны современные учебники-комплексы, все учащиеся и преподаватели обеспечены ими бесплатно. Для повышения эффективности обучения в школы доставлено также все необходимое оборудование и инвентарь.

Учебник «Kids’ English» для начальных классов создан на основе единой концептуальной методики и единых принципов. Учащиеся 4-х классов, которые сейчас занимаются по новым государственным образовательным стандартам, в 2017/2018 учебном году продолжат обучение в 5-м классе. В связи с этим действующие учебники английского, французского и немецкого языков также перерабатываются в соответствии с новыми требованиями, как логическое продолжение учебников 1—4-х классов. В настоящее время они проходят апробацию в нескольких школах.

В течение 2013—2016 годов с целью удовлетворения потребностей в преподавателях иностранных языков 6 133 выпускника вузов соответствующего направления были привлечены на работу в школах. В текущем учебном году также принят на работу 1 421 выпускник 18 высших образовательных учреждений, готовящих преподавателей иностранных языков. За последние три года в целях обеспечения 47 районов Каракалпакстана, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Самаркандской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Ферганской и Ташкентской областей учителями иностранных языков 652 абитуриента на льготной основе были приняты в вузы по направлению иностранных языков.

Примечательно, что в сфере обучения школьников иностранным языкам применяются своеобразные подходы. Так, при их изучении дети знакомятся с культурой народа-носителя изучаемого языка в сравнении с нашими национальными традициями и ценностями. В учебники включены образцы творчества писателей и поэтов узбекской и мировой литературы, что способствует формированию культуры чтения.

— Культура чтения определяет духовный облик народа. Поэтому сегодня в нашей стране большое внимание уделяется повышению культуры чтения населения, прежде всего молодежи.

— Говоря об этом, необходимо отметить, что распоряжение Президента Республики Узбекистан «О создании комиссии по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению и пропаганде культуры чтения» стало важным шагом в формировании у молодежи любви к книге, воспитании совершенной личности. Тем самым повысилась и ответственность в данной сфере.

В настоящее время в стране действует 9 тысяч 576 школьных библиотек и информационно-ресурсных центров. Также имеются 12 областных и 199 районных (городских) информационно-ресурсных центров. Книжный фонд этих учреждений превышает 23 миллиона экземпляров, или на каждого из 4,8 миллиона учащихся приходится по 4,7 книги. Пять миллионов экземпляров книг относятся к детской литературе, а значит, на каждого учащегося приходится примерно по одной книге. В школьных библиотеках имеется художественная литература от 500 до 1 500 штук 50—60 наименований.

По заключению специалистов сферы, фонд библиотек целесообразно пополнять ежегодно новой литературой как минимум 15—20 наименований. Для обогащения фондов школьных библиотек детской художественной литературой в течение 2014/2015 учебного года министерством за счет бюджетных средств доставлена художественная литература 27 наименований на сумму 5,6 миллиарда сумов. Эти книги предназначены в основном для учащихся начальных классов. В текущем же году школьные библиотеки пополнятся художественной литературой 28 наименований для 5—9-х классов на 7,6 миллиарда сумов.

Также в целях пропаганды и стимулирования чтения книг среди учащихся и их родителей в образовательных учреждениях проводятся просветительские мероприятия «Презентация книги», «Дни литературы», «Книга — мое солнце», при участии родителей акция «Одному ребенку — три книги», а также конкурсы «Самый лучший читатель — ученик» и «Читающая школа».

В школьных библиотеках и информационно-ресурсных центрах ощущается большая потребность в национальной и мировой детской литературе, новых произведениях, где ярко раскрываются образы героев нашего времени. С учетом этого разработан проект программы мероприятий по повышению культуры чтения учащихся. Безусловно, предусмотренные в ней меры послужат созданию благоприятной почвы для формирования у молодежи художественного вкуса, лучших человеческих качеств, широкого мировоззрения и высокой духовности.

В целом развитие государства и общества непосредственно связано с интеллектуальным потенциалом и стремлениями подрастающего поколения. Поэтому совершенствование образования и воспитания в соответствии с современными требованиями рассматривается как важное условие стабильного развития страны. Подготовка образованной молодежи, преданной Родине, стала нашей великой целью.



Автор: Газета "Народное слово"
Просмотров: 8141