×

Телефон доверия (круглосуточно):

(+998 71) 233-28-28


Канцелярия

(+998 71) 239-14-27

Факс: +(998 71) 239-15-17


Электронная почта: info@mfa.uz


Консульское управление:

Вопросы визы - (+998 71) 233-73-40, 236-27-07;

Ввопросы гражданства, легализации и правовой помощи- (+998 71) 232-17-30, 233-36-03

Паспортный отдел - (+998 71) 236-37-54;

Работа с консульскими учреждениями - (+998 71) 233-35-58


Электронная почта: consul@mfa.uz


Контакты

Консульская услуга
Виза в Узбекистан – E-visa
15:39:49 (GMT +5), вторник, 18 декабря 2018
O‘zbekcha На русском In English
Включить озвучивание Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная Президента Республики Узбекистан Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


29 августа 2014

Узбекистан 23 года назад сделал исторический шаг к независимому развитию

Узбекистанцы через несколько дней отметят День государственной независимости.

23 года – это много или мало? Для человека – четверть жизни, время, когда перед ним открыты все дороги, и он волен выбирать свою судьбу. Для государства – сущий пустяк, великие нации создавались веками, а иногда и тысячелетиями. Однако при этом человек и государство неотделимы друг от друга. Только благодаря совместной работе миллионов страна развивается и двигается дальше. Показатели ВВП, достижения и преобразования, цифры – за всем этим скрыты судьбы сотен тысяч людей, делающих историю нового, независимого Узбекистана. И важно помнить, что государство – это мы, его жители, и 1 сентября – не просто праздник, а вклад каждого из нас в будущее страны.

В истории каждого государства есть даты, которые можно назвать судьбоносными. Они символизируют начало новой эпохи, определяя на долгие годы вперед вектор развития государства. Для Узбекистана такой датой стало 1 сентября 1991 года. Тогда, в начале 90-х годов прошлого столетия, мир столкнулся с невиданным доселе по масштабу и значению событием – на политической карте мира возникло пятнадцать новых государств, каждое из которых оказалось в крайне непростой ситуации. Приходилось практически с нуля формировать институты власти, определяться с экономической политикой, решать сложившиеся годами социальные проблемы и противоречия. Именно тогда и закладывались основы государств бывшего Союза.

Республика с первых лет независимости избрала собственный путь развития – так называемую «узбекскую модель» перехода к социально ориентированной рыночной экономике, основывающуюся на пяти основных принципах, разработанных Президентом Исламом Каримовым. Это: приоритет экономики над политикой, государство – главный реформатор, верховенство закона во всех сферах жизни общества, проведение сильной социальной политики, осуществление поэтапного перехода к рыночным отношениям. Многие эксперты и аналитики в те годы довольно скептически отнеслись к выбранной республикой политике, считая ее слишком медленной и осторожной. Однако всего чуть более чем через два десятка лет практика показала, что ставка на поэтапное развитие полностью себя оправдала.

Узбекистан столкнулся с рядом экономических проблем на заре независимости. Однако, в отличие от многих бывших союзных республик, выбравших модель «шоковой терапии» для скорейшего достижения приемлемых экономических показателей, пошел по собственному пути – поэтапного развития и постепенной интеграции экономики страны в глобальный рынок. Многие экономисты называют тот исторический период временем больших экономических экспериментов и потрясений. Большая часть бывших союзных республик, выбравших путь быстрого вхождения в рыночные отношения, практически поставила на грань выживания не только традиционно уязвимые социальные слои, но и средний класс, являющийся основой любого государства.

Наша страна, отказавшись от экономических «прожектов», суливших сиюминутную выгоду, приступила к поэтапному построению собственной экономической модели без оглядки на лекала, предлагаемые западными странами. Отечественные экономисты понимали, что невозможно просто перенести на узбекистанскую почву опыт развитых стран по построению экономической и общественно-политической модели. Республика, жившая больше 70 лет в условиях одной цивилизационной платформы, не смогла бы за пару лет без огромных потерь перейти на другую модель. Тем более что на Востоке всегда были своя ментальность, отношение к человеческим ценностям. Поэтому в основу всех реформ еще тогда, в начале 1990-х, был положен главный тезис: в стране всегда на первом месте человек. В результате за двадцать три года независимого развития экономика Узбекистана выросла в 4,1 раза, реальный доход на душу населения – в 8,2 раза, в течение последних 10 лет темпы роста валового внутреннего продукта составляют не менее 8,1%.

Сегодня сложно переоценить, с какими трудностями столкнулась молодая республика в 1991 году.

Дефицит товаров и продовольствия в магазинах, очереди... Это было практически балансирование на краю пропасти. Ничего не скрывая, об этой тяжелой обстановке говорил и Президент Узбекистана Ислам Каримов, выступая на Х сессии Олий Кенгаша Республики Узбекистан в июле 1992 года. «Сегодня мы можем сказать открыто: в конце 1991 – начале 1992 годов республика оказалась в тисках жесточайшего дефицита, почти на грани голода. Продать по своей цене то, что производим, и таким путем взять заработанное тоже оказалось делом нелегким. Наши крупнейшие предприятия, связанные с поставками из других регионов и стран, были на пороге остановки. А перед нами стояла задача – прокормить народ численностью 21 млн. человек. Особенно сложным был вопрос о приобретении валюты. Эти проблемы пришлось решать в экстремальных условиях. Над обеспечением народа, над нашей экономикой нависла очень большая опасность».

Именно в этот период и были заложены основы новой экономической политики, где основной акцент делался на импортозамещение и локализацию, достижение энергетической и продовольственной независимости. Драйвером новой экономической формации страны стали модернизация, привлечение иностранного капитала и технологий, развитие предпринимательства на основе наработанного международного опыта. Отечественные специалисты совместно с законодателями изучали условия, созданные для развития бизнеса в других странах, гарантии, предоставляемые инвесторам, характеристики формирования бизнес-среды. Лучшее из мирового опыта было адаптировано к местным условиям и специфике. Шаг за шагом создавались тот инвестиционный климат и возможности, которые сегодня вызывают неподдельный интерес зарубежных экспертов и становятся предметами для изучения. В стране уже на протяжении двадцати трех лет реализуется политика по сокращению административных барьеров, созданию максимально благоприятных условий для инициативных и предприимчивых. Малому бизнесу и частному предпринимательству, иностранным инвесторам, предприятиям-экспортерам предоставляется ряд налоговых и таможенных льгот. Это позволило отечественной промышленности за короткий срок не только перевооружить свои мощности, но и выйти на новые экспортные рынки. Сегодня продукция под маркой «Сделано в Узбекистане» широко известна не только в странах СНГ, но и в Европе, Азии, на Ближнем Востоке.

Простой пример – на заре независимости в стране практически полностью отсутствовала пищевая промышленность. Государство в условиях дефицита валютных средств было вынуждено завозить продукты первой необходимости – зерно, мясо, крупы, молочные продукты, яйца и сахар. Ежегодно для удовлетворения спроса на внутреннем рынке Узбекистан тратил гигантскую по тем временам сумму – свыше $900 млн. И это при том, что климатические условия и богатые традиции земледелия позволяли республике не только полностью обеспечивать себя плодоовощной продукцией, но и поставлять ее на экспорт. Однако 90% всех посевных земель в конце 1980-х годов занимал хлопчатник. Узбекистану пришлось развязывать этот «гордиев узел» кардинальными мерами – посевные площади под хлопчатник были сокращены в два раза, а освободившаяся земля передана под продовольственные культуры. Роль главной скрипки в этом процессе была отдана представителям нового класса собственников – фермерам и дехканам, которые должны были и могли обеспечить страну дешевой сельскохозяйственной продукцией. Для этого был создан специальный льготный режим – фермеры стали пользоваться упрощенной системой налогообложения с уплатой только одного вида налога – единого земельного. Уже в первые годы независимости 400 тыс. га поливных земель были переданы 2,5 млн. семей под приусадебные участки. Благодаря этим мерам производство зерновых увеличилось с 1 млн. до 7,8 млн. тонн, а страна стала экспортером пшеницы. В целом за годы независимости объем производства сельскохозяйственной продукции возрос более чем в два раза, ежегодно в стране производится около 16 млн. тонн плодоовощной продукции.

Еще одно серьезное испытание экономическая модель Узбекистана прошла в 2007–2008 годах, когда глобальные рынки накрыл финансовый кризис и последовавшая за ним рецессия. По всему миру прошла волна банкротств, предприятия сокращали свои мощности, оставляя без работы миллионы людей. Ожидаемо сократились экспорт, промышленное производство, рынки лихорадило, ряд стран объявил о дефолте.

Наша республика, несмотря на эту штормовую погоду в мировой экономике, уверенно шла вперед намеченным курсом, создав собственную систему антикризисного реагирования. Именно она позволила стране без особых проблем пройти этот период и успешно развиваться в современных условиях, когда многие развитые страны до сих пор находятся во власти рецессии. Тогда выход был один: потеряв часть экспорта, а значит, и валютной выручки, отечественному реальному сектору экономики пришлось переориентировать производство. В своем роде кризис дал новый шанс стране на ускоренное развитие местного производства, замену на прилавках магазинов дорогой и не всегда качественной импортной продукции на отечественную. За короткие сроки был налажен выпуск широкого спектра импортируемой ранее бытовой техники, строительных материалов, одежды, многих продовольственных товаров. Позже, после улучшения ситуации на глобальном рынке, это помогло отечественным предприятиям выйти на региональные рынки, представляя продукцию, выпущенную по мировым стандартам.

Узбекистан сполна воспользовался кризисным периодом в мировой экономике для того, чтобы не только укрепить свою промышленность, но и значительно улучшить имидж на глобальном инвестиционном рынке. Успешная политика по преодолению его негативного воздействия, максимальная поддержка предприятий реального сектора экономики показали многим инвесторам, что республика не на словах, а на деле прилагает огромные усилия по созданию благоприятного инвестиционного климата и эффективных условий для ведения бизнеса. Поэтому неслучайно поток иностранных инвестиций стал с каждым годом расти, а зарубежные партнеры приходили в нашу страну уже не с краткосрочными планами, а предлагали стратегическое партнерство на долгие годы вперед. Страна никогда не боялась нестандартных решений, несмотря на скепсис многих иностранных экспертов. Особенно этот факт стал показателен в разгар кризиса в 2008 году, когда, несмотря на сложившуюся обстановку, было принято решение о создании первой Свободной индустриально-экономической зоны «Навои».

Не стоит забывать, что за эти двадцать три года появились уникальные отрасли, многие из которых создавались практически с нуля. В 1992 году в небо поднялись первые самолеты Национальной авиакомпании Узбекистана. Сегодня, когда воздушный флот страны состоит только из самых современных самолетов, сложно представить, что тогда это были устаревшие модели.

В середине 1993 года стартовало строительство первого и единственного в регионе автомобильного завода в Асаке. Тогда тоже было много сомнений по поводу обоснованности вложения значительных финансовых средств в трудный для республики период в этот проект. В ответ всем критикам в середине прошлого года с конвейеров завода сошел двухмиллионный автомобиль. На сегодняшний день модельный ряд отечественного автопрома состоит из девяти автомобилей – Matiz, Spark, Nexia, Lacetti, Cobalt, Damas, Captiva, Malibu и Orlando.

Еще один успешный пример – производство технологичных гаджетов. Узбекистан – одна из немногих стран мира, где освоен выпуск сотовых телефонов, планшетов, модемов и различного коммуникационного оборудования. И это не предел. Уже в ближайшие годы появится производство современных персональных компьютеров, организованное совместно с сингапурской компанией Prescient Systems & Technologies Pte.,Ltd. И таких примеров немало.

День независимости… Во многом это еще и собственное мироощущение человека, который стал внутренне свободным. Сегодня он волен ехать в любую точку мира, открывать собственное дело, свободно выражать свою точку зрения. Казалось бы – это обычные вещи, но ранее они были недоступны для рядовых граждан. Поэтому, по традиции, глава государства в канун праздника награждает людей, которые своим примером доказывают, что только свободные люди могут добиваться истинного успеха, двигая колесо прогресса вперед. Помимо специалистов различных отраслей, в этом году награжден орденом «Амир Темур» самый южный город страны – Термез. За годы независимости этот город, опаленный солнцем, доказал, что, несмотря ни на какие трудности, можно идти вперед, активно развивая социально-экономическую и культурную сферы, сохраняя историческое и духовное наследие народа, межнациональную дружбу и согласие, становясь ярким примером для других мегаполисов страны. И сегодня, когда большая страна готовится к большому празднику, ни у кого не вызывает сомнения способность ее трудолюбивого и гостеприимного народа решать самые сложные задачи. 



Автор: газета «Uzbekistan Today»
Просмотров: 13439