×

Телефон доверия (круглосуточно):

(+998 71) 233-28-28


Канцелярия

(+998 71) 239-14-27

Факс: +(998 71) 239-15-17


Электронная почта: info@mfa.uz


Консульское управление:

Вопросы визы - (+998 71) 233-73-40, 236-27-07;

Ввопросы гражданства, легализации и правовой помощи- (+998 71) 232-17-30, 233-36-03

Паспортный отдел - (+998 71) 236-37-54;

Работа с консульскими учреждениями - (+998 71) 233-35-58


Электронная почта: consul@mfa.uz


Контакты

Консульская услуга
Виза в Узбекистан – E-visa
08:55:13 (GMT +5), cреда, 26 июня 2019
O‘zbekcha На русском In English
Включить озвучивание Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная Президента Республики Узбекистан Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


10 января 2019

О коренном совершенствовании системы повышения правосознания и правовой культуры в обществе

Указ Президента Республики Узбекистан

Повышение правосознания и правовой культуры в обществе является одним из важных условий обеспечения верховенства закона и укрепления законности.

За последние годы в стране проведена значимая работа по коренному реформированию национальной системы права, формированию в обществе правовой культуры и подготовке квалифицированных юридических кадров.

Вместе с тем сохраняется ряд проблем и недостатков, препятствующих формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, повышению правосознания и правовой культуры населения, уровня правовой грамотности граждан в обществе.

В частности, не осуществляется системная и взаимосвязанная работа по повышению правовой культуры, прежде всего в сфере правового образования и воспитания. Долгие годы данный вопрос воспринимался как задача только правоохранительных и других отдельных государственных органов, при этом не обеспечивалось должное участие семьи, махалли и других институтов гражданского общества.

Отсутствует комплексный подход к формированию правового иммунитета против факторов, негативно влияющих на правовое воспитание молодежи, воспитанию у каждой личности чувств уважения к законам и правилам поведения, преданности национальным ценностям, непримиримого отношения к правонарушениям.

Задачи в сфере повышения правовых знаний населения носят общий характер, отсутствуют конкретные действенные механизмы их реализации, что свидетельствует о неэффективности работы по повышению правовой культуры в обществе.

Слабая работа по утверждению в сознании населения идеи сохранения баланса личных и общественных интересов при повышении правосознания и правовой культуры также оказывает серьезное негативное влияние на обеспечение верховенства закона.

Недостаточность правовых знаний населения и неиспользование в полной мере возможности обжалования незаконных решений государственных органов в суде приводит к возникновению случаев ущемления должностными лицами прав и законных интересов граждан.

Кроме того, в нынешних условиях глобализации, научно-технического прогресса не используются на должном уровне инновационные методы повышения правосознания и правовой культуры населения, передовые и действенные средства пропаганды, положительный опыт зарубежных стран в этой сфере.

В целях дальнейшего совершенствования эффективности работы по повышению правосознания и правовой культуры населения, внедрения современных методов повышения правовых знаний граждан в гармоничном сочетании с общественно-политическими преобразованиями, а также формирования прочного правового иммунитета для защиты населения, особенно молодежи, от вредоносной информации:

1. Определить основными задачами повышения правосознания и правовой культуры в обществе:

формирование системы последовательного доведения до населения сути и значения осуществляемых в стране социально-экономических реформ, принимаемых актов законодательства и государственных программ, укрепление в сознании граждан жизненной идеи «Утверждение в обществе духа уважения к законам – залог построения демократического правового государства!»;

повышение правосознания и правовой культуры в обществе с особым вниманием, прежде всего, к осуществлению системной и взаимосвязанной образовательно-воспитательной работы, глубокое утверждение правосознания и правовой культуры во всех слоях населения, начиная с системы дошкольного образования, широкую пропаганду идеи сохранения баланса личных и общественных интересов;

глубокое утверждение в сознании молодого поколения понятий прав и обязанностей, честности и добросовестности, этических норм, обучение важным положениям Конституции с раннего возраста;

организацию среди населения правовых просветительских мероприятий по формированию правовой культуры в гармоничном сочетании с изучением истории, религии, национальных ценностей нашего народа, а также усиление в каждом гражданине сопричастности к судьбе страны, патриотизма через формирование чувства гордости за государственные символы;

повышение правосознания и правовой культуры государственных служащих, формирование у них нетерпимого отношения к коррупции и другим правонарушениям;

укрепление взаимодействия органов государственной власти и управления, в том числе правоохранительных органов, а также институтов гражданского общества в осуществлении адресной правовой пропаганды;

налаживание на системной основе широкого и эффективного использования принципов социального партнерства в организации мероприятий по повышению правосознания и правовой культуры в обществе;

усиление роли средств массовой информации в обеспечении правовой информацией, широкое применение инновационных методов правовой пропаганды, в том числе расширение использования современных информационных технологий;

совершенствование юридического образования, а также развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации юридических кадров;

глубокое исследование научных основ повышения правосознания и правовой культуры в обществе.

2. Определить системную организацию широкомасштабных правовых просветительских мероприятий на основе концептуальной идеи «Высокая правовая культура – гарантия развития страны» для повышения правовой грамотности всех слоев населения, формирования высокого уровня правосознания и умения ими применять правовые знания в повседневной жизни одной из приоритетных задач государственных органов и организаций.

3. Определить, что повышение правосознания и правовой культуры в обществе организуется системно и взаимосвязанно по принципу «личность – семья –махалля–образовательное учреждение– организация – общество».

4. Утвердить:

Концепцию повышения правовой культуры в обществе (далее – Концепция) согласно приложению № 1;

«Дорожную карту» по эффективной реализации Концепции повышения правовой культуры в обществе в 2019 году (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 2.

Определить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную, полную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных в Концепции.

5. Определить Министерство юстиции Республики Узбекистан координирующим государственным органом в сфере повышения правосознания и правовой культуры в обществе.

Возложить на Министерство юстиции Республики Узбекистан следующие дополнительные задачи:

осуществление комплексных мер по коренному повышению качества информирования исполнителей и населения о сути и значении законодательства, разработке принципиально новых подходов к организации этой деятельности;

обеспечение широкого использования государственными органами и организациями правовой информации, координацию их деятельности по налаживанию эффективного сотрудничества с институтами гражданского общества и средствами массовой информации;

изучение проделанной государственными органами и организациями работы по правовой пропаганде и просвещению, а также подготовку предложений по совершенствованию их деятельности в этом направлении;

разработку предложений по внедрению современных механизмов осуществления правовой пропаганды с учетом потребности в информации различных слоев населения, в том числе предпринимателей и молодежи;

изучение и анализ мнения широкой общественности в целях коренного повышения качества информирования исполнителей и населения о сути и значении законодательства, разработку предложений по дальнейшему совершенствованию работы в этой сфере.

6. Одобрить предложения Министерства юстиции Республики Узбекистан о:

создании Национального правового интернет-портала Республики Узбекистан, включающего в себя Национальную базу данных законодательства Республики Узбекистан и систему доступа к дополнительной правовой информации (юридический словарь, электронная платформа юридической литературы, онлайн-форум по обсуждению проектов актов законодательства и другие);

создании правовой информационной системы Advice.uz, включающей в себя портал бесплатных консультаций населению;

дальнейшем расширении охвата учебных занятий по правовым знаниям в общеобразовательных школах и академических лицеях;

подготовке и бесплатном распространении среди населения пособий в форме вопросов и ответов по правовым вопросам, часто встречающимся в повседневной жизни;

учреждении нагрудного знака «Отличник правовой пропаганды», вручаемого за заслуги в повышении правовой грамотности населения работникам государственных органов и организаций, внесшим достойный вклад в дело повышения правосознания и правовой культуры населения.

7. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять решение Правительства об утверждении Положения о нагрудном знаке «Отличник правовой пропаганды».

8. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан установить действенный парламентский контроль за деятельностью государственных органов и организаций по осуществлению правовой пропаганды, доведению до населения сути и значения принимаемых актов законодательства, а также повышению правовой грамотности населения.

9. Министерству дошкольного образования совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по системному внедрению показательных занятий в дошкольных образовательных учреждениях с привлечением квалифицированных специалистов на тему «Права и обязанности ребенка».

10. Министерству народного образования и Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан:

начиная с 2019/2020 учебного года внедрить в образовательных учреждениях механизм непрерывного и системного повышения правовых знаний учащихся и студентов, а также обеспечить коренной пересмотр учебных программ, направленных на повышение правовой грамотности учащихся и студентов;

до 1 марта 2019 года организовать подготовку учебных материалов, направленных на повышение правосознания и правовой культуры молодежи, особенно утверждение в ее сознании идеи о том, что коррупция является негативным явлением, серьезно препятствующим развитию общества и государства;

принять меры по расширению эффективных механизмов взаимодействия образовательных учреждений с правоохранительными органами в сфере повышения правосознания и правовой культуры молодого поколения.

11. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству народного образования совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок обеспечить разработку и реализацию специальных программ по предупреждению различных правонарушений, нарушений установленных правил, наркомании и других негативных явлений в образовательных учреждениях.

12. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

до 1 июля 2019 года обеспечить разработку и запуск правовой информационной системы Advice.uz;

до 1 января 2020 года полностью завершить создание Национального правового интернет-портала Республики Узбекистан;

в трехмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект соответствующего нормативно-правового акта, предусматривающего развитие системы оказания бесплатной добровольной (probono) юридической помощи социально уязвимым слоям населения;

регулярно выявлять наиболее актуальные, интересующие население вопросы, осуществлять по ним адресную и предметную правовую пропаганду на основе конкретных программ, изучать, анализировать мнения различных слоев населения по внедрению современных механизмов осуществления правовой пропаганды;

в двухмесячный срок разработать и утвердить минимальные требования к уровню правовой грамотности населения с учетом возраста и исходя из уровня правосознания и правовой грамотности;

в месячный срок внедрить в махаллях реализуемый на системной основе проект «День правовой информации» с целью повышения правовых знаний граждан;

в месячный срок разработать программы организации курсов бесплатной правовой консультации, направленных на повышение правовых знаний работников государственных органов и организаций;

регулярно проводить исследования и опросы для изучения состояния повышения правовой культуры в обществе и эффективности реализации государственной политики в данной сфере;

широко привлекать в необходимых случаях представителей институтов гражданского общества, научных кругов, зарубежных экспертов к эффективной реализации Концепции и «Дорожной карты», а также обсуждению актуальных задач по повышению правосознания и правовой культуры в обществе и определению по итогам необходимых мероприятий;

обеспечить мониторинг за своевременной и качественной подготовкой, согласованием и внесением проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Концепции и «Дорожной карты»;

постоянно вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан информацию об осуществлении эффективной координации и мониторинга хода реализации Концепции и «Дорожной карты», а также об их исполнении;

в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект решения Правительства об утверждении Индикаторов мониторинга и оценки мероприятий по повышению правовой культуры в обществе.

13. Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Министерству юстиции в месячный срок принять меры по расширению выпуска телепередач, посвященных системному и аналитическому освещению правовой тематики и воспитанию населения в духе уважения к закону.

14. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан регулярно объявлять в конкурсе прикладных научно-технических проектов и инновационных разработок в рамках государственных научно-технических программ темы научно-практических исследований по организационно-правовым, педагогическо-психологическим аспектам повышения правосознания и правовой культуры в обществе.

15. Установить, что органы государственного управления могут размещать в установленном порядке за счет внебюджетных средств государственные социальные заказы среди негосударственных некоммерческих организаций на реализацию проектов, связанных с повышением правосознания и правовой культуры в обществе.

16. Органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах предусматривать в своих сметах расходов средства на осуществление правовых просветительских мероприятий, вытекающих из данного Указа.

17. Узбекскому агентству по печати и информации, Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана:

обеспечить осуществление конкретных мер по повышению роли средств массовой информации в обеспечении общественного контроля, усилению их взаимодействия с государственными органами, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в этом направлении;

обеспечить совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными министерствами и ведомствами освещение в средствах массовой информации и сети Интернет широкой разъяснительной работы о сути и значении, а также реализации настоящего Указа.

18. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

19. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.

Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

9 января 2019 года



Просмотров: 1693