×

Телефон доверия (круглосуточно):

(+998 71) 233-28-28


Канцелярия

(+998 71) 239-14-27

Факс: +(998 71) 239-15-17


Электронная почта: info@mfa.uz


Консульское управление:

Вопросы визы - (+998 71) 233-73-40, 236-27-07;

Ввопросы гражданства, легализации и правовой помощи- (+998 71) 232-17-30, 233-36-03

Паспортный отдел - (+998 71) 236-37-54;

Работа с консульскими учреждениями - (+998 71) 233-35-58


Электронная почта: consul@mfa.uz


Контакты

Консульская услуга
Виза в Узбекистан – E-visa
21:52:02 (GMT +5), cреда, 20 июня 2018
O‘zbekcha На русском In English
Включить озвучивание Мобильная версия сайта Стандартная версия
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная Президента Республики Узбекистан Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


9 сентября 2017

Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан

Указ Президента Республики Узбекистан

Успешная реализация широкомасштабных реформ на современном этапе развития страны и достижение целей Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах требуют создания совершенно новой, эффективно и качественно функционирующей системы государственного управления, организации слаженной деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах (далее – органы исполнительной власти).

Вместе с тем, полноценной реализации проводимых реформ и достижению поставленных целей препятствуют не отвечающие современным требованиям институциональные основы и принципы деятельности отдельных органов исполнительной власти и органов хозяйственного управления.

Сохраняется ряд системных проблем и недостатков, сдерживающих успешное проведение государственной политики по модернизации отраслей экономики и социальной сферы, всестороннему развитию территорий, повышению уровня жизни и благосостояния населения, в числе которых:

первое, основы организации деятельности органов исполнительной власти не обеспечивают своевременное решение накопившихся проблем на местах, снижающих темпы развития территорий;

второе, декларативный характер задач, возложенных на отдельные органы исполнительной власти, недостаточность организационно-правовых механизмов их реализации, дублирование функций и избыточность государственного регулирования отрицательно сказываются на эффективности реализуемых реформ;

третье, действующая система координации и контроля деятельности органов исполнительной власти не обеспечивает своевременное выявление и устранение системных проблем, препятствующих исполнению принимаемых решений;

четвертое, механизмы оценки деятельности органов исполнительной власти сводятся лишь к констатации фактов и текущему сбору статистических данных, которые зачастую не отражают фактическое положение дел на местах;

пятое, отсутствуют четкое разграничение сфер ответственности органов исполнительной власти и их руководителей, действенные механизмы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, особенно на местах;

шестое, чрезмерная централизация государственных функций и полномочий приводит к снижению роли органов исполнительной власти на местах в формировании программ развития территорий и решении насущных проблем населения;

седьмое, уровень внедрения в управленческий процесс современных инновационных методов планирования и организации работы, передовых информационно-коммуникационных технологий не позволяет оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, а также является причиной излишней бюрократизации и высоких издержек государственного управления;

восьмое, совмещение органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций, устаревшая система отраслевого управления, не обладающая достаточной гибкостью и рыночной ориентированностью, необоснованное предоставление индивидуальных льгот, преференций и привилегий сдерживают развитие здоровой конкурентной среды;

девятое, неразвитость социального и государственно-частного партнерства ограничивает участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных социально-экономических проблем и, как следствие, не обеспечивает снижение бюджетных затрат;

десятое, недостаточная открытость и непрозрачность деятельности органов исполнительной власти, слабые механизмы общественного контроля приводят к чрезмерной бюрократии и различным проявлениям коррупции;

одиннадцатое, отсутствие должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей отрицательно сказывается на своевременном и качественном решении поставленных задач и целевых установок по комплексному социально-экономическому развитию территорий.

В целях устранения указанных системных проблем, повышения эффективности системы государственного управления с учетом современных общемировых тенденций инновационного развития, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:

1. Утвердить:

Концепцию административной реформы в Республике Узбекистан согласно приложению № 1;

«Дорожную карту» по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 2.

2. Основными направлениями и задачами административной реформы по коренному реформированию системы государственного управления определить:

а) совершенствование институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти, предусматривающее:

внедрение четких критериев и процедур создания и упразднения органов исполнительной власти, в том числе их структурных и территориальных подразделений;

оптимизацию органов исполнительной власти, их структур и подразделений;

повышение самостоятельности органов исполнительной власти и их руководителей при осуществлении государственной политики в закрепленной сфере;

дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство»;

дальнейшее совершенствование системы оказания государственных услуг;

развитие системы административной юстиции;

б) конкретизацию задач (функций, полномочий), механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, совершенствование процессов координации и взаимодействия, предусматривающие:

определение конкретных задач (функций, полномочий) и сфер ответственности органов исполнительной власти, внедрение четкой системы координации и контроля за деятельностью вверенных структур;

повышение инициативности и усиление роли территориальных органов исполнительной власти в формировании государственных и региональных программ развития;

внедрение принципиально новой системы оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней и их руководителей, основанной на достижении целевых индикаторов и эффективности реализации стратегических программ развития, в том числе посредством заслушивания их отчетов представительными органами власти;

внедрение модели «умное регулирование» и стандартизированной методологии анализа регуляторного воздействия принимаемых решений;

совершенствование регуляторных инструментов путем передачи отдельных государственных функций субъектам общественного контроля;

внедрение современных методов организации работы (менеджмент качества, индикативное планирование, аутсорсинг, краудсорсинг), направленных на достижение конкретных результатов;

широкое использование в процессе разработки программ развития и мониторинга их реализации современных форм и механизмов взаимодействия с общественностью;

в) дальнейшее сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления, предусматривающие:

совершенствование системы управления в наиболее востребованных отраслях экономики и социальной сферы (промышленность, транспорт, энергетика и другие), направленное на развитие здоровой конкурентной среды, исключение конфликта государственных и коммерческих интересов;

выработку четких рыночных механизмов участия государства в экономической деятельности;

совершенствование правовой и институциональной базы социального и государственно-частного партнерства, направленной на обеспечение широкого участия негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных вопросов социально-экономического развития;

передачу отдельных государственных функций частному сектору с внедрением механизмов государственного контроля за их надлежащим выполнением;

г) совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти, предусматривающее:

поэтапную децентрализацию государственного управления;

расширение финансовых возможностей, роли и ответственности органов государственной власти на местах;

обеспечение практической реализации принципа разделения властей при организации системы государственной власти на местах;

повышение роли и эффективности деятельности органов самоуправления граждан в решении актуальных вопросов социально-экономического развития;

д) внедрение в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий, предусматривающее:

создание системы стратегического планирования и внедрение современных форм государственного управления, основанных на широком использовании инновационных идей, разработок и технологий;

всестороннюю поддержку и широкое привлечение инвестиций в сферу развития научно-исследовательской и инновационной деятельности, в том числе по разработке инновационных идей и технологий;

создание эффективных механизмов внедрения современных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности;

широкое внедрение природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий;

е) формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение действенных механизмов противодействия коррупции в системе органов исполнительной власти, предусматривающие:

разработку проектов нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации государственной службы, специальных образовательных направлений подготовки специалистов в сфере государственного управления;

создание достойных условий оплаты труда и социального обеспечения государственных служащих;

обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти;

коренное совершенствование системы работы с обращениями физических и юридических лиц.

3. Образовать:

Комиссию по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан (далее – Комиссия) в составе согласно приложению № 3;

рабочие группы по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления (далее – рабочие группы) в составах согласно приложению № 4.

4. Комиссии (А.Н. Арипов):

в недельный срок утвердить график проведения критического изучения и подготовки предложений по коренному реформированию системы государственного управления;

обеспечить качественную разработку и внесение в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и «Дорожной карты»;

организовать в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан встречи, семинары, «круглые столы» и пресс-конференции с широким привлечением представителей институтов гражданского общества, средств массовой информации, научных кругов и зарубежных экспертов;

установить строгий контроль за полной, своевременной и качественной реализацией Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и «Дорожной карты».

5. Министерству юстиции Республики Узбекистан:

обеспечить проведение мониторинга за качественной и своевременной подготовкой, согласованием и внесением проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и «Дорожной карты»;

ежемесячно вносить в Комиссию информацию о результатах мониторинга.

6. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации организовать в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по освещению целей и задач настоящего Указа.

7. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан оказать Комиссии, рабочим группам содействие в организации изучения законодательства и правоприменительной практики передовых зарубежных стран в сфере государственного управления с привлечением, при необходимости, представителей зарубежных (международных) организаций.

8. Установить, что руководители служб аппарата Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, министерств и ведомств, а также рабочих групп несут персональную ответственность за своевременное, полное и качественное выполнение задач, предусмотренных настоящим Указом.

9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., государственных советников Президента Республики Узбекистан Исмаилова У.С., Муродова О.Б. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.

Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 8 сентября 2017 года 

* * *

Приложение № 1

к Указу Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 года № УП-5185

КОНЦЕПЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах (далее – Стратегия действий) ключевыми целями модернизации государства и общества определены совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и усиление гарантий защиты прав и свобод граждан, развитие и либерализация отраслей экономики и социальной сферы, обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

Важнейшим условием достижения указанных целей является четкое функционирование системы государственного управления, способной обеспечить полноценную реализацию осуществляемых реформ, принимаемых нормативно-правовых актов и государственных программ, а также своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития.

Вместе с тем, системный анализ хода реализации Стратегии действий и результаты диалога с населением свидетельствуют о сохранении серьезных недостатков в организации деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах (далее – органы исполнительной власти), препятствующих полноценной реализации реформ. В частности:

основы организации деятельности органов исполнительной власти не обеспечивают своевременное решение накопившихся проблем на местах, снижающих темпы развития территорий. Отсутствие в отдельных случаях четкого разграничения правового статуса органов исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, агентства, комитеты, центры, инспекции) не позволяет определить их конкретное место и роль в государственном аппарате;

декларативный характер задач, возложенных на отдельные органы исполнительной власти, недостаточность организационно-правовых механизмов их реализации, дублирование функций и избыточность государственного регулирования отрицательно сказываются на эффективности реализуемых реформ. Выполнение органами исполнительной власти несвойственных им функций, а также наличие значительного квазигосударственного сектора (органы хозяйственного управления, государственные унитарные предприятия) приводят к чрезмерному государственному регулированию отраслей экономики и социальной сферы;

действующая система координации и контроля деятельности органов исполнительной власти не обеспечивает своевременное выявление и устранение системных проблем, препятствующих исполнению принимаемых решений. Наличие большого количества межведомственных коллегиальных органов (комиссии, советы, рабочие группы и другие), наделенных государственно-властными полномочиями, приводит к подмене задач и функций органов исполнительной власти, размыванию ответственности за принимаемые решения и достижение конкретных результатов;

механизмы оценки деятельности органов исполнительной власти сводятся лишь к констатации фактов и текущему сбору статистических данных, которые зачастую не отражают фактическое положение дел на местах;

отсутствуют четкое разграничение сфер ответственности органов исполнительной власти и их руководителей, действенные механизмы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, особенно на местах;

чрезмерная централизация государственных функций и полномочий приводит к снижению роли органов исполнительной власти на местах в формировании программ развития территорий и решении насущных проблем населения;

уровень внедрения в управленческий процесс современных инновационных методов планирования и организации работы, передовых информационно-коммуникационных технологий не позволяет оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, а также является причиной излишней бюрократизации и высоких издержек государственного управления;

совмещение органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций, устаревшая система отраслевого управления, не обладающая достаточной гибкостью и рыночной ориентированностью, необоснованное предоставление индивидуальных льгот, преференций и привилегий сдерживают развитие здоровой конкурентной среды;

неразвитость социального и государственно-частного партнерства ограничивает участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных социально-экономических проблем и, как следствие, не обеспечивает снижение бюджетных затрат;

недостаточная открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти, слабые механизмы общественного контроля приводят к чрезмерной бюрократии и различным проявлениям коррупции. Уровень оказания государственных услуг не соответствует ожиданиям и требованиям населения и бизнеса, не способствует повышению доверия к системе государственного управления;

отсутствие должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей отрицательно сказывается на своевременном и качественном решении поставленных задач и целевых установок по комплексному социально-экономическому развитию территорий. Несформированность унифицированных правовых основ государственной службы, единых норм, определяющих статус государственных служащих, критериев оценки их деятельности не позволяет создать профессиональный корпус государственных служащих;

низкий уровень социально-материальной защищенности работников органов исполнительной власти, несоответствие их социально-правового положения степени возлагаемой ответственности, отсутствие единых принципов формирования фонда оплаты труда и социального обеспечения создают условия для оттока квалифицированных кадров и коррупционных проявлений, несправедливого и несбалансированного распределения выделяемых государством финансовых ресурсов.

Имеющиеся недостатки в системе государственного управления не позволяют обеспечить надлежащее реагирование на растущие запросы общества, решение накопившихся проблем на местах, опережающее развитие экономики и, как следствие, достижение ожидаемых положительных изменений в жизни людей.

В этой связи особое значение приобретает формирование концептуально новой модели государственного управления посредством успешной реализации Концепции административной реформы, предусматривающей следующие основные направления:

I. Совершенствование институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти.

1. Внедрение четких критериев и процедур создания и упразднения органов исполнительной власти, в том числе их структурных и территориальных подразделений, направленных на предупреждение необоснованного увеличения административного аппарата, бюджетной нагрузки и бюрократизации государственного управления.

2. Оптимизация органов исполнительной власти, их структур и подразделений с учетом реальных потребностей, недопущения отрицательного воздействия на социально-экономические процессы, устранения дисбаланса между республиканскими и территориальными органами исполнительной власти, а также обеспечения рационального распределения кадровых и материальных ресурсов.

3. Повышение самостоятельности и ответственности органов исполнительной власти и их руководителей за осуществление государственной политики в закрепленной сфере за счет пересмотра и совершенствования механизмов их взаимодействия с соответствующими департаментами Кабинета Министров Республики Узбекистан.

4. Дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство» и современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов исполнительной власти всех уровней в целях оптимизации административных процедур, автоматизации процессов управления, формирования эффективной системы обмена информацией для своевременного и адекватного реагирования на возникающие вызовы и проблемы на уровне территорий и страны в целом.

5. Дальнейшее совершенствование системы оказания государственных услуг путем:

создания на базе центров «одно окно», в том числе ведомственных, единых центров оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;

регламентации всех государственных услуг, внесения их в единый реестр;

определения и поэтапного расширения перечня документов и сведений, подлежащих получению органами исполнительной власти посредством межведомственного взаимодействия при оказании государственных услуг.

6. Развитие системы административной юстиции путем совершенствования порядка обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц в вышестоящих органах, внедрения механизмов коллегиального заслушивания обращений физических и юридических лиц в качестве способа досудебного урегулирования споров.

II. Конкретизация задач (функций, полномочий), механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, совершенствование процессов координации и взаимодействия.

1. Определение конкретных задач (функций, полномочий) и сфер ответственности органов исполнительной власти и их руководителей, внедрение административных процедур и регламентов, определяющих механизмы реализации каждой задачи и функции, в том числе по вопросам информационно-аналитического сопровождения, стратегического планирования, проектного управления, осуществления регуляторных функций, оказания государственных услуг.

2. Внедрение действенной системы координации и контроля за деятельностью органов исполнительной власти «Аппарат Президента Республики Узбекистан – Кабинет Министров – республиканские органы государственного управления – структурные и территориальные подразделения – органы исполнительной власти на местах», позволяющей организовать эффективную работу и мобилизовать усилия органов исполнительной власти всех уровней на решение задач по развитию регионов, а также предотвратить проявления узковедомственных подходов.

3. Кардинальное сокращение межведомственных коллегиальных органов (комиссии, советы, рабочие группы и другие), наделенных государственно-властными полномочиями, с их передачей конкретным государственным органам и возложением на них ответственности за результаты принимаемых решений.

4. Повышение инициативности и усиление роли территориальных органов исполнительной власти в формировании государственных и региональных программ развития с учетом особенностей территорий и необходимости комплексного решения актуальных проблем на местах.

5. Внедрение принципиально новой системы оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней и их руководителей, основанной на достижении целевых индикаторов и эффективности реализации стратегических программ развития, в том числе посредством программного бюджетирования и введения практики заслушивания отчетов руководителей представительными органами власти.

6. Внедрение модели «умное регулирование» и стандартизированной методологии анализа регуляторного воздействия принимаемых решений, предусматривающей недопущение принятия нормативно-правовых актов без должной оценки их воздействия, а также поэтапное исключение практики принятия ведомственных нормативно-правовых актов, влекущих коллизию норм, двоякое толкование, коррупциогенные проявления и избыточное государственное регулирование.

7. Совершенствование регуляторных инструментов путем передачи отдельных государственных функций субъектам общественного контроля и снижения избыточного административного регулирования с целью переориентации деятельности органов исполнительной власти на устранение причин и условий имеющихся проблем, а не на борьбу с их последствиями.

8. Внедрение современных методов организации работы (менеджмент качества, индикативное планирование, аутсорсинг, краудсорсинг), направленных на достижение конкретных результатов.

9. Широкое внедрение в процесс разработки программ развития и мониторинга их реализации современных форм взаимодействия с общественностью (виртуальные приемные, «телефоны доверия»), обеспечивающих открытый диалог с гражданами и субъектами предпринимательства.

III. Дальнейшее сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления.

1. Совершенствование системы управления в наиболее востребованных отраслях экономики и социальной сферы (промышленность, транспорт, энергетика и другие), направленное на развитие здоровой конкурентной среды, исключение конфликта государственных и коммерческих интересов.

2. Установление ограничительных мер на создание коммерческих организаций с участием государства и реорганизация действующих предприятий в сферах, в которых эффективно функционирует частный сектор, а также отказ от практики предоставления отдельным хозяйствующим субъектам эксклюзивных прав, индивидуальных льгот и преференций, ограничивающих развитие здоровой конкурентной среды.

3. Выработка четких рыночных механизмов участия государства в экономической деятельности, прежде всего, в сферах создания и руководства деятельностью государственных унитарных предприятий, повышения компетенции доверительных управляющих и государственных поверенных, их экономической и управленческой эффективности, развития корпоративных механизмов управления хозяйствующими субъектами с участием государства, направленных, в первую очередь, на повышение финансовой прозрачности и эффективности системы управления государственными активами.

4. Отказ от практики финансирования органов исполнительной власти, имеющих контрольные полномочия («Узгоснефтегазинспекция», «Узгосэнергонадзор» и другие), за счет средств подконтрольных им органов хозяйственного управления (АО «Узбекнефтегаз», АО «Узбекэнерго» и другие).

5. Совершенствование правовой и институциональной базы социального и государственно-частного партнерства, направленной на обеспечение широкого участия негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных вопросов социально-экономического развития (образование, здравоохранение, туризм, коммунальное хозяйство, дорожно-транспортная инфраструктура) и, как следствие, снижение бюджетных затрат.

6. Передача отдельных государственных функций частному сектору с внедрением механизмов государственного контроля за надлежащим выполнением передаваемых функций посредством лицензирования, сертификации, аккредитации и разрешительных процедур. Одновременно сокращение избыточных административных мер государственного контроля (лицензирование и разрешительные процедуры), в том числе путем замены их на альтернативные виды регулирования (обязательное страхование ответственности, декларирование соответствия и другие).

IV. Совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти.

1. Поэтапная децентрализация государственного управления, предусматривающая передачу полномочий от республиканских органов государственного управления органам государственной власти на местах, от областных органов государственной власти – районным (городским). Четкое разграничение функций и полномочий между различными уровнями государственного управления, в частности, посредством сохранения за республиканскими органами государственного управления стратегических вопросов общегосударственного значения, а также контроля за надлежащим осуществлением полномочий, переданных ими органам государственной власти на местах.

2. Расширение финансовых возможностей органов государственной власти на местах, в том числе посредством увеличения налоговых отчислений в местные бюджеты и усиления заинтересованности в расширении налогооблагаемой базы с целью разработки и реализации программ развития территорий.

3. Обеспечение практической реализации принципа разделения властей при организации системы государственной власти на местах посредством пересмотра статуса хокима в качестве главы органа местной представительной власти с сохранением за ним статуса главы исполнительной власти на местах и созданием секретариата Кенгашей народных депутатов.

4. Повышение роли и ответственности органов государственной власти на местах, особенно Кенгашей народных депутатов, по контролю за деятельностью территориальных подразделений органов исполнительной власти.

5. Усиление полномочий органов государственной власти на местах в вопросах подбора и расстановки руководящих кадров территориальных органов исполнительной власти путем поэтапной передачи соответствующих полномочий хокиму.

6. Внедрение в перспективе порядка избрания хокимов, направленного на обеспечение действенного общественного контроля за деятельностью хокимов и органов исполнительной власти на местах.

7. Повышение роли и эффективности деятельности органов самоуправления граждан в решении актуальных вопросов социально-экономического развития.

V. Внедрение в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий.

1. Создание системы стратегического планирования, позволяющей формировать будущие модели инновационного развития приоритетных сфер и отраслей на основе долгосрочных сценариев повышения интеллектуального и технологического потенциала страны.

2. Внедрение инновационных форм государственного управления, обеспечивающих оптимизацию и упрощение процедур оказания государственных услуг, повышение эффективности деятельности государственных органов.

3. Всесторонняя поддержка и широкое привлечение инвестиций в сферу развития научно-исследовательской и инновационной деятельности, в том числе по разработке инновационных идей и технологий, формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей их дальнейшее развитие.

4. Создание эффективных механизмов внедрения современных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности, в том числе посредством организации научно-экспериментальных специализированных лабораторий, центров высоких технологий и технопарков.

5. Широкое внедрение природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, в том числе путем развития применения альтернативных и возобновляемых источников энергии, расширения современных форм очистки и опреснения воды, ее рационального использования.

VI. Формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение действенных механизмов противодействия коррупции в системе органов исполнительной власти.

1. Разработка проектов нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации государственной службы, в том числе правовой статус, классификацию государственных служащих, прозрачные механизмы поступления на службу (на конкурсной основе), формирования кадрового резерва, прохождения службы, обеспечения соблюдения этических норм поведения с целью создания профессионального корпуса государственных служащих.

2. Создание при Президенте Республики Узбекистан специализированного органа, ответственного за осуществление единой государственной кадровой политики.

3. Разработка специальных образовательных направлений подготовки специалистов в сфере государственного управления и повышения квалификации государственных служащих, внедрение современных методик оценки эффективности их деятельности на основе личных достижений, знаний и профессиональных навыков.

4. Создание современной системы оплаты труда и социального обеспечения государственных служащих, способствующей повышению привлекательности государственной службы, минимизации рисков проявления коррупции и совершения должностных злоупотреблений.

5. Обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти, внедрения современных форм предоставления информации физическим и юридическим лицам, искоренения излишних административных издержек при взаимодействии с обществом и бизнесом.

6. Дальнейшее совершенствование системы работы с обращениями физических и юридических лиц, внедрение новых эффективных механизмов и методов налаживания открытого диалога с населением.

7. Повышение производительности труда работников органов исполнительной власти за счет рационального использования рабочего времени и материально-производственных ресурсов.

VII. Ожидаемые результаты от реализации административной реформы

1. Создание отвечающей общемировым тенденциям инновационного развития системы государственного управления, способной обеспечить полноценную реализацию намеченных реформ, своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития, в том числе путем:

оптимизации и децентрализации системы государственного управления за счет устранения избыточных и несвойственных задач, функций и полномочий, ликвидации дублирования и параллелизма;

дебюрократизации и снижения издержек государственного управления, повышения эффективности деятельности и прозрачности системы принятия управленческих решений;

внедрения системы стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий;

дальнейшего сокращения административного воздействия на отрасли экономики и расширения рыночных механизмов управления, направленного на развитие здоровой конкурентной среды, повышения инвестиционной привлекательности страны и деловой активности населения;

формирования эффективных форм общественного и парламентского контроля, направленных, прежде всего, на предупреждение коррупционных проявлений.

2. Создание действенных механизмов обеспечения прав и свобод граждан, дальнейшее повышение их благосостояния и уровня удовлетворенности деятельностью органов исполнительной власти, в том числе путем:

совершенствования административных процедур, направленных на четкую регламентацию правовых отношений государственных органов с физическими и юридическими лицами;

развития системы административной юстиции, предусматривающей совершенствование порядка обжалования решений и действий органов исполнительной власти, внедрение механизмов коллегиального заслушивания обращений физических и юридических лиц;

повышения эффективности оказания государственных услуг посредством совершенствования системы «Электронное правительство»;

обеспечения верховенства закона в обществе.

Конечным результатом эффективной реализации административной реформы должно стать полноценное воплощение в жизнь идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

* * *

КОММЕНТАРИЙ

к Указу Президента Республики Узбекистан «Об утверждении

Концепции административной реформы в Республике Узбекистан»


Успешная реализация широкомасштабных реформ на современном этапе развития страны требует создания совершенно новой и эффективно функционирующей системы государственного управления.

В этой связи в стране проводится значительная работа по кардинальному совершенствованию и модернизации системы государственного управления.

Для обеспечения открытости деятельности государственных органов и совершенствования системы оказания государственных услуг созданы электронные порталы и базы данных.

В частности, для упрощения получения разрешительных документов и лицензий создан веб-сайт www.license.gov.uz, обеспечения оказания государственных услуг по принципу «одно окно» – birdarcha.uz. В результате пересмотра и оптимизации государственных услуг количество процедур для регистрации субъекта предпринимательства сократилось в 4 раза, а время, необходимое для регистрации, – до 30 минут.

Вместе с тем, объективная оценка проведенной за последний год масштабной работы, результаты деятельности органов государственного управления, открытого и прямого диалога с населением выявили потребность в системном решении имеющихся проблем и недостатков.

В первую очередь, это касается:

– декларативного характера задач ряда ведомств и недостаточности организационно-правовых механизмов их реализации;

– неэффективной системы оценки деятельности, которая сводится лишь к констатации фактов и сбору статистики и зачастую не отражает фактического положения дел на местах;

– чрезмерной централизации государственных функций, снижающей роль местных органов власти в формировании программ развития территорий, решении насущных проблем населения;

– низкого уровня инновационного развития, приводящего к бюрократизации и высоким издержкам;

– совмещения органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций, практики выборочного предоставления льгот и преференций, сдерживающих развитие здоровой конкурентной среды;

– отсутствия должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей, отрицательно сказывающегося на развитии территорий.

Данные недостатки сдерживают успешное проведение государственной политики по модернизации отраслей экономики и социальной сферы, всестороннему развитию территорий, повышению уровня жизни и благосостояния населения.

В данном контексте принятый главой государства Указ «Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан» является важным шагом в реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и, по сути, открывает новую страницу в государственном и общественном строительстве Узбекистана.

В Концепции административной реформы в Республике Узбекистан определены 6 основных направлений коренного реформирования системы государственного управления.

Первое направление посвящено совершенствованию институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти. Меры в данной области предусматривают:

– внедрение четких критериев и процедур создания и упразднения органов исполнительной власти;

– оптимизацию органов исполнительной власти с рациональным использованием кадровых и материальных ресурсов;

– повышение самостоятельности органов исполнительной власти и совершенствование механизмов их взаимодействия с Кабинетом Министров;

– последовательное совершенствование системы оказания государственных услуг и дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство»;

– развитие административной юстиции и внедрение коллегиального заслушивания обращений.

Второе направление предусматривает конкретизацию задач, механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, в связи с чем будут приняты меры по:

– повышению инициативности и роли территориальных органов исполнительной власти при формировании программ развития;

– внедрению принципиально новой системы оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней и их руководителей, основанной на достижении целевых индикаторов;

– использованию современных методов организации работы, успешно применяемых в международной практике, в том числе менеджмента качества, индикативного планирования, аутсорсинга, краудсорсинга;

– внедрению современных форм взаимодействия с общественностью при разработке программ развития и мониторинга их реализации.

Третьим направлением являются сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления. В данном направлении планируется:

– ограничение создания коммерческих организаций с участием государства и реорганизация действующих государственных предприятий в сферах, где эффективно действует частный сектор;

– выработка четких рыночных механизмов участия государства в экономической деятельности;

– совершенствование правовой и институциональной базы социального и государственно-частного партнерства для решения социально-экономических вопросов;

– передача отдельных государственных функций в частный сектор.

В четвертом направлении предусмотрено совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти, в том числе:

– поэтапная децентрализация государственного управления;

– расширение финансовых возможностей органов государственной власти на местах, повышение их роли и ответственности;

– усиление полномочий органов государственной власти на местах в вопросах подбора и расстановки руководящих кадров территориальных органов.

Пятое направление включает в себя меры по внедрению в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий. Среди данных мер следует отметить:

– внедрение инновационных форм государственного управления, обеспечивающих оптимизацию и упрощение процедур оказания государственных услуг;

– активное привлечение инвестиций в разработку инновационных идей и технологий;

– создание развитой инфраструктуры, необходимой для успешного внедрения современных научно-исследовательских и инновационных достижений;

– широкое внедрение природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий.

И, наконец, в последнем шестом направлении обозначены формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, а также установление действенных механизмов противодействия коррупции, для достижения которых планируются:

– обеспечение прозрачности и открытости государственной службы, внедрение новых механизмов налаживания открытого диалога с населением;

– повышение производительности труда государственных служащих с введением современной системы оплаты их труда и социального обеспечения.

Кроме того, Указом утверждена «Дорожная карта», предусматривающая свыше 40 конкретных мероприятий по практической реализации положений Концепции административной реформы в Республике Узбекистан.

Также образованы Комиссия по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и рабочие группы по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления.

Комиссия организует качественную разработку рабочими группами соответствующих проектов нормативно-правовых актов, а также будет осуществлять строгий контроль за полной, своевременной и качественной реализацией Концепции административной реформы и «Дорожной карты».

Наряду с этим на Комиссию возложены задачи по утверждению графика проведения критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления, на основании которого планируется пересмотреть деятельность более 100 органов государственного и хозяйственного управления.

Реализация административной реформы нацелена на достижение следующих результатов:

1. Создание отвечающей общемировым тенденциям инновационного развития системы государственного управления, способной обеспечить полноценную реализацию намеченных реформ, своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития, в том числе путем:

– оптимизации и децентрализации системы государственного управления за счет устранения избыточных и несвойственных задач, функций и полномочий, ликвидации дублирования и параллелизма;

– дебюрократизации и снижения издержек государственного управления, повышения эффективности деятельности и прозрачности системы принятия управленческих решений;

– внедрения системы стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий;

– дальнейшего сокращения административного воздействия на отрасли экономики и расширения рыночных механизмов управления, направленного на развитие здоровой конкурентной среды, повышения инвестиционной привлекательности страны и деловой активности населения;

– формирования эффективных форм общественного и парламентского контроля, направленных, прежде всего, на предупреждение коррупционных проявлений.

2. Создание действенных механизмов обеспечения прав и свобод граждан, дальнейшее повышение их благосостояния и уровня удовлетворенности деятельностью органов исполнительной власти, в том числе путем:

– совершенствования административных процедур, направленных на четкую регламентацию правовых отношений государственных органов с физическими и юридическими лицами;

– развития системы административной юстиции, предусматривающей совершенствование порядка обжалования решений и действий органов исполнительной власти, внедрение механизмов коллегиального заслушивания обращений физических и юридических лиц;

– повышения эффективности оказания государственных услуг посредством совершенствования системы «Электронное правительство»;

– обеспечения верховенства закона, укрепления законности и правопорядка в обществе.

Реализация предусмотренных в Концепции административной реформы в Республике Узбекистан мер, безусловно, придаст новый импульс модернизации системы государственного управления с учетом современных тенденций инновационного развития и мировых стандартов.

В целом, реализация административной реформы в Республике Узбекистан будет способствовать полноценному воплощению в жизнь благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».



Просмотров: 2307