Сотрудничество Узбекистана с Организацией Объединенных Наций

2 марта 1992 года Узбекистан стал полноправным членом Организации Объединенных Наций и перед штаб-квартирой в г.Нью-Йорке был поднят наш национальный флаг.

На протяжении семидесяти одного года с момента своего создания ООН остается признанной во всем мире универсальной международной структурой по поддержанию глобального мира и безопасности, обеспечению устойчивого развития и защите окружающей среды. Все более очевиден рост международного авторитета и востребованности Организации, ее лидирующей роли в решении многих сложнейших проблем современности.

Узбекистан плодотворно сотрудничает с ООН и ее специализированными учреждениями по различным направлениям. Основные приоритеты взаимодействия – борьба с современными угрозами и вызовами безопасности, стабилизация и восстановление Афганистана, нераспространение оружия массового поражения, решение экологических проблем, в частности смягчение последствий кризиса Аральского моря, социально-экономическое развитие, защита и поощрение прав человека.

Значимыми событиями стало участие Первого Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в общих дебатах Генеральной ассамблеи в 1993 и 1995 годах, саммитах ООН по Целям развития тысячелетия в 2000 и 2010 годах в Нью-Йорке. В октябре 2002 года Узбекистан посетил генеральный секретарь К.Аннан, в апреле 2010 года и июне 2015 года – Пан Ги Мун.

Узбекистан – участник всех важных международных соглашений и договоров в сфере разоружения и нераспространения, таких как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), конвенции по химическому и биологическому оружию и др.

Важным вкладом Узбекистана в укрепление глобального режима нераспространения и региональной безопасности стала инициатива Ташкента о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (ЦАЗСЯО), выдвинутая с трибуны Генеральной ассамблеи ООН в 1993 году. В сентябре 2006 года в г.Семипалатинске был подписан Договор о ЦАЗСЯО, который вступил в силу в марте 2009 года после ратификации всеми пятью государствами региона. 6 мая 2014 года в штаб-квартире Организации в г.Нью-Йорке состоялось поистине историческое событие – впервые со времени ее создания представители «пятерки» ядерных государств – США, Великобритания, Франция, Китай и Россия единодушно и одновременно подписали важнейший международный документ – Протокол о гарантиях безопасности к Договору о ЦАЗСЯО.

Сотрудничество в области обеспечения глобальной и региональной безопасности и стабильности является важным направлением взаимодействия Узбекистана с ООН. Наша страна активно содействует международным усилиям в этой сфере. Будучи участником всех 13 конвенций ООН по борьбе с терроризмом, Узбекистан выдвинул крупные инициативы, направленные на консолидацию усилий мирового сообщества в этой области и создание глобальной системы всестороннего сотрудничества в рамках Организации. В этом контексте Узбекистан приветствует работу Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, учрежденного резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом, и всецело поддерживает его усилия по укреплению потенциала государств-членов Организации противостоять этому злу. Учреждение этого комитета является, в том числе, и результатом выдвинутой Руководством Узбекистана инициативы о создании Международного центра по борьбе с терроризмом, озвученной на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Стамбуле еще в 1999 году.

Узбекистан тесно сотрудничает с ООН и ее специализированными учреждениями в противостоянии наркоагрессии. По предложению Первого Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, озвученному в ходе визита Генерального секретаря ООН в Ташкент в октябре 2002 года, был учрежден Центральноазиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ).

Особое значение Узбекистан придает усилиям, призванным положить конец многолетней кровопролитной войне в Исламской Республике Афганистан, принесшей огромные бедствия афганскому народу и ставшей источником серьезных угроз для всего региона. В этой связи в 1995 году с трибуны Генеральной ассамблеи ООН было предложено ввести эмбарго на поставки оружия в ИРА и, впоследствии, в 1997 году создать Контактную группу «6+2».

Республика вносит эффективный вклад в реализацию программ ООН по постконфликтному восстановлению Афганистана, в частности, открыла мост на узбекско-афганской границе для международных поставок гуманитарных грузов, содействует строительству множества инфраструктурных объектов на территории Афганистана. В апреле 2009 году была запущена новая линия электропередачи из Узбекистана в Кабул.

Сотрудничество по линии Узбекистан-ООН также охватывает вопросы экологии и защиты окружающей среды. В этой сфере Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев обращает внимание на еще одну острую и требующую безотлагательного решения общепланетарную проблему – трагедию Аральского моря и призывает сосредоточить усилия мирового сообщества на «сокращении губительного воздействия этой экологической катастрофы на жизнедеятельность проживающих в Центральной Азии миллионов людей и сохранении природного и биологического баланса в Приаралье».

Учитывая серьезность экологической катастрофы Аральского моря, в марте 2008 года в Узбекистане была проведена международная конференция «Проблемы Арала, их влияние на генофонд населения, растительный и животный мир и меры международного сотрудничества по смягчению их последствий», в которой активное участие приняли представители ООН. В целях дальнейшего развития международного сотрудничества и мобилизации средств донорского сообщества для осуществления практических действий, направленных на улучшение обстановки в регионе Приаралья, по инициативе Узбекистана, 28-29 октября 2014 года в г.Ургенче проведена международная конференция «Развитие сотрудничества в регионе бассейна Аральского моря по смягчению последствий экологической катастрофы».

Одним из важнейших документов, получивших всеобщую поддержку на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, стала резолюция A/RES/63/133 «Предоставление Международному фонду спасения Арала статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее», соавтором которой явился Узбекистан. В качестве официального документа 68-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в сентябре 2013 года была распространена разработанная в рамках председательства Узбекистана в Международном Фонде спасения Арала «Программа мер по ликвидации последствий высыхания Арала и предотвращению катастрофы экосистем в Приаралье», включающей в себя реализацию важнейших проектов, направленных на стабилизацию и улучшение ситуации в зоне экологического кризиса.

В рамках своего визита в Узбекистан 4-5 апреля 2010 года Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун посетил регион Приаралья. По итогам визита он заявил о необходимости принятия срочных мер по недопущению дальнейшей деградации ситуации в Приаралье и смягчению последствий аральской катастрофы. Он подчеркнул, что Организация готова оказать содействие Узбекистану в решении экологических проблем. Вслед за визитом в 2012-2016 годах агентствами ООН (ПРООН, ЮНФПА, ЮНЕСКО, ВОЗ и Программа добровольцев ООН) в координации с партнерами в Узбекистане реализована Совместная программа «Обеспечение жизнедеятельности населения, пострадавшего в результате кризиса Аральского моря» с бюджетом около 4 миллионов долларов США. Важным этапом стал запуск 10 февраля 2017 года Программы ООН «Укрепление потенциала жизнеустойчивости населения, пострадавшего в результате кризиса Аральского моря, посредством создания многопартнерского фонда по человеческой безопасности для региона Приаралья».

Проблема Аральского моря непосредственно связана с рациональным и разумным использованием водных ресурсов трансграничных рек ЦА. Особое значение имеет строгое соблюдение норм международного права, регулирующих охрану и использование трансграничных водотоков. Конвенции ООН по этим вопросам от 25 февраля 1991 года, 17 марта 1992 года и 21 мая 1997 года обязывают все государства «обеспечивать использование трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие».

Исходя из всего этого, Узбекистан придерживается позиции о необходимости рационального и эффективного использования водных ресурсов региона Центральной Азии на основе общепринятых международных норм.

Таким образом, сегодня можно с полной уверенностью сказать, что за пройденные 25 лет отношения между Узбекистаном и ООН были насыщены значимыми событиями и динамично развиваются по всем направлениям. Все выдвинутые Узбекистаном в рамках ООН предложения нашли полную поддержку со стороны мирового сообщества и сегодня вносят весомый практический вклад в обеспечение всеобщего мира, стабильности и устойчивого развития. Наша страна остается приверженной дальнейшему расширению и углублению взаимовыгодного сотрудничества с ООН.

Просмотров: 73299