20:56:21 (GMT +5), пятница, 24 марта 2017
O‘zbekcha На русском In English
Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная министра Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


Культура

Культура Узбекистана одна из самых ярких и самобытных на Востоке. Это неподражаемые народные традиции, фольклор, музыка, танцы, изобразительное и народное прикладное искусство, неповторимая национальная кухня и национальная одежда.

Основными особенностями характера узбекской семьи является гостеприимство и традиционно почтительное уважение к старшим по возрасту. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам на земле. Значительное место в быту, как элемент гостеприимства, занимает чайная церемония. Причем, заваривание чая и разливание его гостям является исключительной прерогативой хозяина. Принято всегда принимать приглашения на обед или ужин и приходить вовремя. Направляясь в гости, желательно захватить с собой сувениры или сладости для детей хозяина. За руку здороваются обычно только с мужчинами. С женщинами и лицами, сидящими в отдалении, здороваются, прикладывая правую руку к сердцу и сопровождая этот жест легким наклоном головы. Во время рукопожатия традиционно интересуются здоровьем, состоянием дел на работе и дома. При входе в жилое помещение снимается обувь. Необходимо занимать место, которое указывает хозяин. Причем, чем дальше оно от входа, тем оно почетнее.

Обряды узбекского народа складывались веками в результате сложного процесса слияния культурных навыков и традиций всех племен и народностей, которые участвовали в этногенезе узбеков. Они весьма самобытны, ярки и многообразны. Большое число обрядов сопровождают семейную жизнь и связаны с рождением и воспитанием ребенка и свадьбами. Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик-туйи, хатна-килиш), бракосочетанием (фатиха-туй, свадьба).

К традиционным формам общественных отношений в Узбекистане относятся, прежде всего, махалля - соседская община, объединения мужчин "джура", цеховые объединения мастеров-ремесленников. Узбекская махалля имеет тысячелетнюю историю и является центром семейно-бытовых и религиозных обрядов и праздников. Здесь бережно сохраняются и передаются от поколения к поколению ритуалы их проведения. Сохранился и древний обычай взаимопомощи - хашар. Методом хашара помогают близким строить дом, благоустраивать свой район, улицу, город. В суверенном Узбекистане махалля стала хранителем традиций культуры и нравственности узбекского народа, признанным законом механизмом самоуправления граждан.

ФОЛЬКЛОР, НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ

В список нематериальных шедевров мирового культурного наследия ЮНЕСКО были включены культурное наследие региона Бойсун Сурхандарьинской области Узбекистана и узбекский «шашмаком» — цикл, состоящий из нескольких классических музыкальных произведений.

В рамках проекта «Сохранение культурного наследия Бойсун для будущего поколения страны» была организована научная экспедиция, фестиваль «Бойсун бахори», проведена региональная конференция в Бойсуне. Изданы научные книги и мультимедийные диски «Искусство Бойсуна» и «Музыкальное искусство Бойсуна». Открыт музей и центр национального прикладного искусства в Бойсуне. При хокимияте создан центр по развитию культурного туризма, в Доме культуры Бойсуна открыта Фольклорная академия и обеспечен современным оборудованием.

В рамках проекта «Сохранение и развитие „Шошмаком“ и передача его будущему поколению» были изданы книги «Обычаи Шошмаком и современность», «Фахриддин Содиков», «макомы Ташкента и Ферганы», «макомы Хорезма», подготовлен к печати книга Юнуса Ражабий «Шошмаком», подготовлены аудио диски и видео фильмы «Шошмаком».

МУЗЫКА

Музыка Узбекистана подобна музыке Ближнего Востока. Ей присущи сложные ритмы, которые порождают богатый мелодичный звук. Музыка представляет собой индивидуальный нюанс и творческую разновидность, хотя ритмы, в общем, следуют за структурами стиха. Многие из самых популярных узбекских инструментов имеют струны, типа рубаб или дутар.

Инструменты, подобные этим также популярны в некоторых других частях Центральной Азии, Закавказья и Ближнего Востока. Старинная традиция поющих менестрелей, или бардов, была важной частью раннего музыкального (и литературного) развития.

Узбекское народное музыкальное творчество характеризуется многогранностью тематики и разнообразием жанров. Песни и инструментальные пьесы в соответствии с их функциями и формами бытования можно разделить на две группы: исполняемые в определенное время и при определенных обстоятельствах и исполняемые в любое время. К первой группе относятся песни, связанные с обрядами, трудовыми процессами, различными церемониями, театрализованными зрелищными представлениями, играми.

Узбекский народ популярен своими песнями. Кошук — бытовая песня куплетного строения с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строфы поэтического текста. Ряд общих с кошуком черт имеют лапар и ялла — песни также куплетного строения. Танцевальный характер мелодии этого жанра предусматривает их исполнение в сопровождении шуточных танцев.

Лапар — это песня-диалог. В Хорезме называют песни, исполняемые одним певцом. В некоторых районах термин — лапар применяется к свадебным песня «Улан» (исполняются как диалог мужчины и женщины).

Жанр ялла включает два вида песен: мелодия узкого диапазона, а запев — соло одновременно с танцем. Поэтическими текстами для песен служат народные и профессиональные стихи поэтов Востока.

Наиболее развитые образцы ашулы по существу являются жанром профессиональной музыки устной традиции. Особое место в узбекской музыкальной наследии занимают дастаны — эпическое сказаниелирико-героического содержания. Макомы — составляют основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции.

ОДЕЖДА

Своеобразие одежды местных народов издавна определялось климатическими, бытовыми условиями и родоплеменными традициями. Еще в 19 в. одежда (халаты, платья, рубахи) продолжали сохранять черты архаичности: широкая, длинная, цельнокроеная, она свободно ниспадала, скрывая формы человеческого тела. Одежда отличалась единообразием: зимняя и летняя, мужская, женская и детская, она была близка по форме и крою.

Традиционный национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата — чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носили рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат мог быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата имелись разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат — чапан обычно подвязывался платком или платками.

Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д.

Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар — широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т. д.

Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладногоискусства Узбекистана всегда была тюбетейка — твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив «бодом» — символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор «илон изи» (след змеи), выполняющий роль оберега.

Тюбетейки различаются по регионам формой, орнаментом, знаками художественной символики. На создание определенного типа тюбетеек в том или ином регионе влияли не только природные условия, но и исторически сложившиеся в нем художественные традиции и общий уровень развития художества и культуры. Например, если в Сурхандарье и Кашкадарье (особенно в Байсуне) круглые, конусообразные формы тюбетейки вышивались ярко контрастными шелковыми нитками, то в Бухаре они большей частью украшались золотым шитьем. Наиболее ранние по своему происхождению тюбетейки изготовлены в городах Ферганской долины: Чусте, Маргилане, Коканде и Андижане. Особенно отличались Шахрисябзкие «Гилам дуппи» сплошным зашивом в технике «Ироки». В Ташкенте большинство тюбетеек для женщин вышивалось в технике сплошного зашива крестом «Ироки», где преобладали цветочные мотивы на белом вышитом фоне. К названиям этих тюбетеек добавляется имя города, где они созданы: «Чуст дуппи», «Кукон дуппи», «Шахрихон дуппи», «Маргилан дуппи», «Гилам (Шахрисябз) дуппи» и т.д. Локальные особенности иногда были выражены на столько сильно, что именно по головному убору определяли принадлежность человека к той или иной местности.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ

Узбекская кухня является самой разнообразной на Востоке. Некоторые из рецептов приготовления узбекских блюд имеют многовековую историю. Каждое блюдо имеет свои традиционные ритуалы и способы приготовления. Существует около 1000 различных рецептов блюд, напитков и кондитерских изделий.

Плов — самое знаменитое блюдо Узбекистана. Оно считается обыденным и одновременно праздничным блюдом. Без него не проходит ни одна свадьба, вечеринка и день рождения. Основным компонентом плова является рис, мясо морковь, лук и др.

Одной из знаменитых узбекских закусок является «кази» приготавливаемая из конины.

Хлеб является священным для узбекского народа. Согласно традициям, когда кто-либо надолго уезжает из дому, он должен откусить маленький кусочек лепешки, которая сохраняется до тех пор, пока человек не вернется и не съест её. Традиция ношения на голове корзин с хлебом также служит примером высокого уважения по отношению к хлебу. На протяжении многих веков пекари пекут лепешки в тандыре (глиняной печи), в результате чего хлеб получается вкусным и хрустящим. Различают два вида лепешек — обычная (оби-нон) и праздничная (патыр). Обычная лепешка замешивается на воде, покрывается седаной. Патыр готовится из слоеного теста с добавлением бараньего жира.

Шашлык и сомса (национальные пирожки из слоенного теста, выпекаемые в тандыре) является очень известными блюдами узбекской кухни.

Супы занимают важное место в национальной кухне Узбекистана. Эти блюда богаты такими овощами как морковь, свекла, а также луком и зеленью. Самые популярные супы это мастава и шурпа.

Халва, знаменитое на весь мир традиционное восточное лакомство, готовится из пшеничной муки, сахара с орехами или седаной. В Узбекистане существует около 50 различных видов халвы.

Кроме того, Узбекистан знаменит своими вкусными соками, приготовленными из фруктов, виноградов, дынь и арбузов. Также имеется большое количество разнообразных сухофруктов, орехов и миндаля.

Если Вы посетите Узбекистан, обязательно попробуйте национальную кухню, и попросите у хозяев рецепт понравившегося Вам блюда.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УЗБЕКСКИЙ ТАНЕЦ: ВИДЫ И ШКОЛЫ УЗБЕКСКОГО ТАНЦА

Национальный узбекский танец необычайно выразителен. Он олицетворяет собой всю красоту узбекской нации. Главные отличия узбекского танца от других танцев народов Востока – это, во-первых, акцент на сложные и выразительные движение рук, а во-вторых – богатая мимика. Различают два вида узбекского танца - традиционный классический танец и народный (фольклорный) танец.

Классический традиционный узбекский танец – это искусство, которое культивируется в особых танцевальных школах, а затем демонстрируется на большой сцене. Можно выделить три школы узбекского танца: ферганскую, бухарскую и хорезмскую. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность движений, лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу. Бухарский танец также отличает резкость движений, откинутые плечи и очень красивый золотошвейный костюм. Оригинальные и самобытные движения отличают хорезмский стиль.

В народном узбекском танце представлены практически все регионы, здесь царит необыкновенное разнообразие. Эти танцы оживают на всех семейных, деревенских, городских праздниках. Эти танцы передаются от поколения к поколению, в них сохраняются старинные танцевальные традиции, а также реальный или уходящий быт.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Народное искусство, переданное из поколения в поколение, процветает сегодня в Узбекистане. Народные умельцы применяют древние навыки типа декоративной живописи стены, резьбы по дереву и ганчу, вышивки. В Ферганской долине ремесленники используют традиционные, старинные методы чтобы ткать шелк в ярко мультицветном, геометрическом изображение, называемом хан-атлас(«король атласов») и производят ярко синюю и зеленую керамику, используя местную красную глину и естественные пигменты.

Развитие национальной живописи началось много веков тому назад. В XVI–XVII веках в Бухаре и некоторых иных городских центрах значительных успехов достигло искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало изысканную каллиграфию, выполнение водяными красками тонкие орнаменты на полях. В Самарканде и особенно Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры.

В ней развивалась несколько стилевых направлений. Одно из них, связанно с традициями Камолиддина Бехзода (великий художник средневековья, основатель одного из направлений восточной миниатюры), характеризуется утончённостью письма и архитектурных фонов.

ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Народное творчество является наиболее ярким и самобытным пластом культуры Узбекистана, уходящим своими корнями в далекое прошлое.

В нем воплотились обычаи и верования населения Узбекистана, а также тесно переплелись различные виды искусств: музыка, поэзия, танец, театр, цирк, архитектура и изобразительное искусство. По сей день фольклор в его различных формах и жанрах бережно сохраняется и развивается благодаря поддержке государства и усилиям специалистов в различных сферах деятельности. Со времен Античности и Средневековья народное творчество — носитель образа мышления и отражение духовной культуры, трудовой деятельности и быта различных этнических групп, населявших территорию современного Узбекистана. О развитии народного творчества в различные исторические периоды свидетельствуют памятники материальной культуры, труды историков и ученых-энциклопедистов центрально-азиатского региона и других стран мира. Устное народное творчество, а также преемственность национальной школы «усто-шогирд» («мастер-ученик»), где из поколения в поколение мастера передавали свои профессиональные секреты ученикам, работая индивидуально или объединяясь в цеховые организации различного типа.

Сохранение преемственности национальных школ и внедрение новых идей, методов и технологий; сплав традиционного и новаторского; постоянный и глубокий интерес к историческому наследию в сочетании с современными формами бытования, имеющими свои характерные черты в областях и регионах Узбекистана; активная популяризация — таков облик современного народного искусства Узбекистана.

Просмотров: 9035