19:46:59 (GMT +5), четверг, 27 апреля 2017
O‘zbekcha На русском In English
Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная министра Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


11 апреля 2016

Узбекистан: По пути модернизации и обновления

Узбекистан, став на путь государственной независимости и выработав собственную, национальную модель развития, уверенно идет по пути современных рыночных преобразований, сохраняет высокие темпы экономического роста и уровня жизни. Неплохих результатов республика добилась в прошлом году. Валовой внутренний продукт (ВВП) вырос на 8,0%, на столько же возрос объем производства промышленной продукции, продукция сельского хозяйства увеличилась почти на 7,0%, выполненные строительно-монтажные работы возросли почти на 18,0%.

Согласно рейтингу Всемирного экономического форума, состоявшегося в прошлом году в Швейцарии, Узбекистан по итогам развития в 2014-2015 гг. и прогнозам роста на 2016-2017 гг. вошел в пятерку стран с самой быстро растущей экономикой в мире. Узбекистан также входит в первую десятку государств мира, которые за последний год достигли наилучших результатов в области улучшения деловой среды для ведения бизнеса и предпринимательской деятельности.

Узбекистан является членом ООН, сотрудничает со многими международными организациями и финансовыми институтами, размещает на своей территории дипломатические представительства других государств, создает на взаимовыгодных началах совместные предприятия и производства. По данным официальной статистики, в прошлом году с участием иностранного капитала в республике было создано 494 предприятия. Самое главное - Узбекистан уже не путают с Афганистаном или Пакистаном, как бывало часто раньше. Сегодня Узбекистан – составная часть мирового пространства, глобального мирового финансово-экономического рынка.

В народе говорят: истина рождается в споре, а успехи – в сравнении. В прошлом, место и роль Узбекистана определялось тем, что он был основной хлопковой базой бывшего Союза, поставщиком стратегических минеральных ресурсов и дешевого сырья, удобным регионом для сбыта готовой продукции. Структура экономики была ориентирована не на воспроизводственный процесс, причем при наличии огромных ресурсных возможностей, а на промежуточный, скорее – на поставку сырья и вывоз продукции. В экономике преобладали производства с незаконченным технологическим циклом, глубокие территориальные диспропорции, морально и физически изношенная производственная база. Это только экономический аспект. Если говорить о государственной политике, то есть о попытках самортизировать давление «сверху», с «Центра», определить собственные пути развития, самостоятельно решать те или иные масштабные и структурные задачи, то они рассматривались как «национализм», самоуправство и, естественно, пресекались.

Вместе с тем, отвергать все и вся было бы несправедливо, тем более что «все мы», как подчеркнуто в трудах нашего Президента, «выходцы из прошлого, из той экономики, на которой возросла нынешняя экономика и ее материально-производственная база». Централизованная подготовка научно-педагогических кадров, оказание помощи в случаях землетрясения, засухи и других негативных природных явлениях, поставка машин и оборудования, недопущение безработицы и нищеты, несомненно, оставили позитивный след в экономике и жизни многих союзных республик, в том числе и Узбекистана. Однако они, к сожалению, не смогли перекрыть структурных перекосов и деформации экономики, политических репрессий наподобие «узбекского дела». Определенный вред обществу нанесла и бюрократизированная система управления экономикой, желание отдельных чиновников приблизить к управлению властью своих «любимчиков» и преданных им людей.

К счастью, все это сегодня уже позади. За годы независимости экономика Узбекистана выросла почти в 6 раз, реальные доходы на душу населения – более чем в 9 раз. На фоне продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса Узбекистан в числе немногих государств мира развивается стабильно. Темпы роста ВВП за последние одиннадцать лет превышают 8,0%. В текущем году на развитие, модернизацию и структурные преобразования в экономике предусматривается направить инвестиции в эквиваленте 17,3 млрд. долл., из которых свыше 4 млрд. долл. – иностранные инвестиции. По сравнению с достигнутым уровнем прошлого года общий объем осваиваемых инвестиций на 9,3% больше, а иностранных инвестиций – на 20,8%.

Инвестиции – ресурсная основа осуществления любых намерений – больших и малых, экономических и технических, промышленных и аграрных, социальных и др. По словам главы нашего государства, без инвестиций нет ни модернизации, ни обновления экономики, соответственно, и экономического роста. Как свидетельствует практика, с инвестициями, то есть на реальной ресурсной основе производственные, хозяйственные и многие другие задачи решаются сравнительно легче и быстрее. Например, только за девять месяцев прошлого года в стране были введены в эксплуатацию почти 3,5 тыс. новых производственных мощностей, на крупных предприятиях осуществлена замена свыше 2 тыс. единиц морально и физически изношенного оборудования, внедрена ресурсо- и трудосберегающая технология. В результате экономика получила весомую прибавку: достигнуто снижение себестоимости созданной продукции в среднем на 10,4%, а в промышленности производительность труда выросла на 5,6%.

Однако инвестиции, как известно, носят ограниченный характер. Кроме того, предприятиям, организациям и учреждениям средства уже не выделяются постоянно из государственного «кармана», как это было в условиях прежней советской экономики. В условиях рыночной экономики большинство предприятий сами «зарабатывают» необходимые ресурсы, в том числе инвестиции, и используют их в соответствии со своими инвестиционными намерениями, стратегией производственного развития. При этом неизменным остается лишь одно условие: быстрейшая окупаемость и как можно высокая отдача инвестиций. Вне соблюдения этого условия инвестирование бесполезно, не имеет практического смысла.

Мы далеки от мысли полагать, что данное условие нарушается хозяйствующими субъектами сплошь и рядом. Отнюдь. Говоря о сроках окупаемости и отдачи инвестиций, при сегодняшних огромных масштабах их вложения в экономику, хотели лишь заметить, что развития производства, экономического роста было бы целесообразно достигать не только путем наращивания объемов инвестиций, но и использования так называемых «бескапитальных» факторов – выработки и применения ресурсо- и трудосберегающих технологий, повышения квалификации и ответственности работников, недопущения непроизводительных затрат и потерь.

Конечно, было бы ошибочным полагать, что бескапитальные факторы действительно не требуют от общества каких-либо затрат. Бескапитальными они могут быть или считаться в рамках лишь отдельных отраслей и предприятий, а также в неординарных случаях. Но даже этим малым, особенно при отмеченной ограниченности инвестиций, думается, нельзя пренебрегать при структурной перестройке и обновлении экономики на всех ее уровнях, отраслях и сферах.

Значение этой «малой» возможности заключено еще и в другом. Дело в том, что современное производство и развивающаяся экономика предъявляют требования не к одним лишь машинам и оборудованиям, технологиям, но прежде всего к самим работникам, то есть к тем, кто всю эту технику и технологию создает и ими управляет. Поэтому специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются ныне в обязательное условие успешного труда на любом предприятии - как действующем, так и вновь создаваемом. Иначе говоря, инвестиции, направляемые в модернизацию и обновление производства, должны сопровождаться адекватным ростом квалификации, профессионализма и ответственности всех категорий работников – от рабочих и служащих до руководителей предприятий. Кстати, на это ориентирует и внедряемая сегодня на многих крупных предприятиях корпоративная форма управления, напоминающая важный жизненный принцип: «один за всех, все за одного». Этот принцип редко подводил людей, напротив, сплачивал их. Поэтому каждый из нас, живущий и работающий в республике, должен понимать свою сопричастность не только к структурным, но и всем другим преобразованиям, намеченным как на текущий год, так и отдаленную перспективу.



Автор: Газета «Деловой партнер.uz»
Просмотров: 2106