14:29:45 (GMT +5), четверг, 23 февраля 2017
O‘zbekcha На русском In English
Размер шрифта:    
Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан
Виртуальная приёмная министра Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


11 апреля 2016

Узбекистан: По пути модернизации и обновления

Узбекистан, став на путь государственной независимости и выработав собственную, национальную модель развития, уверенно идет по пути современных рыночных преобразований, сохраняет высокие темпы экономического роста и уровня жизни. Неплохих результатов республика добилась в прошлом году. Валовой внутренний продукт (ВВП) вырос на 8,0%, на столько же возрос объем производства промышленной продукции, продукция сельского хозяйства увеличилась почти на 7,0%, выполненные строительно-монтажные работы возросли почти на 18,0%.

Согласно рейтингу Всемирного экономического форума, состоявшегося в прошлом году в Швейцарии, Узбекистан по итогам развития в 2014-2015 гг. и прогнозам роста на 2016-2017 гг. вошел в пятерку стран с самой быстро растущей экономикой в мире. Узбекистан также входит в первую десятку государств мира, которые за последний год достигли наилучших результатов в области улучшения деловой среды для ведения бизнеса и предпринимательской деятельности.

Узбекистан является членом ООН, сотрудничает со многими международными организациями и финансовыми институтами, размещает на своей территории дипломатические представительства других государств, создает на взаимовыгодных началах совместные предприятия и производства. По данным официальной статистики, в прошлом году с участием иностранного капитала в республике было создано 494 предприятия. Самое главное - Узбекистан уже не путают с Афганистаном или Пакистаном, как бывало часто раньше. Сегодня Узбекистан – составная часть мирового пространства, глобального мирового финансово-экономического рынка.

В народе говорят: истина рождается в споре, а успехи – в сравнении. В прошлом, место и роль Узбекистана определялось тем, что он был основной хлопковой базой бывшего Союза, поставщиком стратегических минеральных ресурсов и дешевого сырья, удобным регионом для сбыта готовой продукции. Структура экономики была ориентирована не на воспроизводственный процесс, причем при наличии огромных ресурсных возможностей, а на промежуточный, скорее – на поставку сырья и вывоз продукции. В экономике преобладали производства с незаконченным технологическим циклом, глубокие территориальные диспропорции, морально и физически изношенная производственная база. Это только экономический аспект. Если говорить о государственной политике, то есть о попытках самортизировать давление «сверху», с «Центра», определить собственные пути развития, самостоятельно решать те или иные масштабные и структурные задачи, то они рассматривались как «национализм», самоуправство и, естественно, пресекались.

Вместе с тем, отвергать все и вся было бы несправедливо, тем более что «все мы», как подчеркнуто в трудах нашего Президента, «выходцы из прошлого, из той экономики, на которой возросла нынешняя экономика и ее материально-производственная база». Централизованная подготовка научно-педагогических кадров, оказание помощи в случаях землетрясения, засухи и других негативных природных явлениях, поставка машин и оборудования, недопущение безработицы и нищеты, несомненно, оставили позитивный след в экономике и жизни многих союзных республик, в том числе и Узбекистана. Однако они, к сожалению, не смогли перекрыть структурных перекосов и деформации экономики, политических репрессий наподобие «узбекского дела». Определенный вред обществу нанесла и бюрократизированная система управления экономикой, желание отдельных чиновников приблизить к управлению властью своих «любимчиков» и преданных им людей.

К счастью, все это сегодня уже позади. За годы независимости экономика Узбекистана выросла почти в 6 раз, реальные доходы на душу населения – более чем в 9 раз. На фоне продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса Узбекистан в числе немногих государств мира развивается стабильно. Темпы роста ВВП за последние одиннадцать лет превышают 8,0%. В текущем году на развитие, модернизацию и структурные преобразования в экономике предусматривается направить инвестиции в эквиваленте 17,3 млрд. долл., из которых свыше 4 млрд. долл. – иностранные инвестиции. По сравнению с достигнутым уровнем прошлого года общий объем осваиваемых инвестиций на 9,3% больше, а иностранных инвестиций – на 20,8%.

Инвестиции – ресурсная основа осуществления любых намерений – больших и малых, экономических и технических, промышленных и аграрных, социальных и др. По словам главы нашего государства, без инвестиций нет ни модернизации, ни обновления экономики, соответственно, и экономического роста. Как свидетельствует практика, с инвестициями, то есть на реальной ресурсной основе производственные, хозяйственные и многие другие задачи решаются сравнительно легче и быстрее. Например, только за девять месяцев прошлого года в стране были введены в эксплуатацию почти 3,5 тыс. новых производственных мощностей, на крупных предприятиях осуществлена замена свыше 2 тыс. единиц морально и физически изношенного оборудования, внедрена ресурсо- и трудосберегающая технология. В результате экономика получила весомую прибавку: достигнуто снижение себестоимости созданной продукции в среднем на 10,4%, а в промышленности производительность труда выросла на 5,6%.

Однако инвестиции, как известно, носят ограниченный характер. Кроме того, предприятиям, организациям и учреждениям средства уже не выделяются постоянно из государственного «кармана», как это было в условиях прежней советской экономики. В условиях рыночной экономики большинство предприятий сами «зарабатывают» необходимые ресурсы, в том числе инвестиции, и используют их в соответствии со своими инвестиционными намерениями, стратегией производственного развития. При этом неизменным остается лишь одно условие: быстрейшая окупаемость и как можно высокая отдача инвестиций. Вне соблюдения этого условия инвестирование бесполезно, не имеет практического смысла.

Мы далеки от мысли полагать, что данное условие нарушается хозяйствующими субъектами сплошь и рядом. Отнюдь. Говоря о сроках окупаемости и отдачи инвестиций, при сегодняшних огромных масштабах их вложения в экономику, хотели лишь заметить, что развития производства, экономического роста было бы целесообразно достигать не только путем наращивания объемов инвестиций, но и использования так называемых «бескапитальных» факторов – выработки и применения ресурсо- и трудосберегающих технологий, повышения квалификации и ответственности работников, недопущения непроизводительных затрат и потерь.

Конечно, было бы ошибочным полагать, что бескапитальные факторы действительно не требуют от общества каких-либо затрат. Бескапитальными они могут быть или считаться в рамках лишь отдельных отраслей и предприятий, а также в неординарных случаях. Но даже этим малым, особенно при отмеченной ограниченности инвестиций, думается, нельзя пренебрегать при структурной перестройке и обновлении экономики на всех ее уровнях, отраслях и сферах.

Значение этой «малой» возможности заключено еще и в другом. Дело в том, что современное производство и развивающаяся экономика предъявляют требования не к одним лишь машинам и оборудованиям, технологиям, но прежде всего к самим работникам, то есть к тем, кто всю эту технику и технологию создает и ими управляет. Поэтому специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются ныне в обязательное условие успешного труда на любом предприятии - как действующем, так и вновь создаваемом. Иначе говоря, инвестиции, направляемые в модернизацию и обновление производства, должны сопровождаться адекватным ростом квалификации, профессионализма и ответственности всех категорий работников – от рабочих и служащих до руководителей предприятий. Кстати, на это ориентирует и внедряемая сегодня на многих крупных предприятиях корпоративная форма управления, напоминающая важный жизненный принцип: «один за всех, все за одного». Этот принцип редко подводил людей, напротив, сплачивал их. Поэтому каждый из нас, живущий и работающий в республике, должен понимать свою сопричастность не только к структурным, но и всем другим преобразованиям, намеченным как на текущий год, так и отдаленную перспективу.



Автор: Газета «Деловой партнер.uz»
Просмотров: 1848