×

Телефон доверия (круглосуточно):

(+998 71) 233-28-28


Канцелярия

(+998 71) 239-14-27

Факс: +(998 71) 239-15-17


Электронная почта: info@tiv.uz


Консульское управление

(+998 71) 233-73-40, 236-27-07 (вопросы визы)

(+998 71) 232-17-30, 233-36-03 (вопросы гражданства, легализации и правовой помощи)

(+998 71) 236-37-54 (паспортный отдел)

(+998 71) 233-35-58 (работа с консульскими учреждениями)


Электронная почта: consul@mfa.uz


Контакты

Консульская услуга
Виза в Узбекистан – E-visa
17:01:05 (GMT +5), суббота, 24 июня 2017
O‘zbekcha На русском In English
Включить озвучивание Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная министра Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


Участие Узбекистана в деятельности Международного фонда спасения Арала (МФСА)

УЧАСТИЕ УЗБЕКИСТАНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МФСА

Международный фонд спасения Арала (МФСА) создан 4 января 1993г. в г.Ташкенте в ходе встречи глав пяти государств Центральной Азии (Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан).

Основная цель данной межгосударственной организации - разработка и финансирование экологических и научно-практических проектов и программ, направленных на экологическое оздоровление районов, подвергшихся влиянию Аральской катастрофы, а также на решение социально-экономических проблем региона.

В соответствии решением глав государств-учредителей Фонда «О сроках полномочий Президента МФСА» срок председательства в МФСА определен в 3 года. Процедура ротации предусматривает передислокацию Исполнительного Комитета (Исполком) Фонда на территорию председательствующей стороны.

Исполком МФСА является постоянно действующим исполнительным и распорядительным рабочим органом, созданным государствами-учредителями Фонда.

Исполком МФСА имеет подразделения в Алматы, Бишкеке, Душанбе, Дашховузе, Ташкенте и Нукусе. В структуру МФСА также входят Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК) с подразделениями (Секретариат, Научно-информационный центр, Бассейновые водохозяйственные объединения (БВО) «Амударья» и «Сырдарья» и Межгосударственная комиссия по устойчивому развитию (МКУР) с подразделениями (Секретариат, Научно-информационный центр).

В декабре 2008 года на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Международному Фонду спасения Арала предоставлен статус наблюдателя.

Результатом деятельности МФСА к настоящему времени стали принятие трех Программ по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ–1, ПБАМ–2, ПБАМ-3).

Узбекистан, являясь одним из государств-учредителей МФСА, придает важное значение всестороннему укреплению его деятельности. В период своего первого председательствования в Фонде (1997-1999гг.) Узбекистан приложил активные усилия по развитию правовой базы МФСА, налаживанию связей и взаимодействия с международными организациями и финансовыми институтами с целью обеспечения устойчивого развития в бассейне Аральского моря.

В период с августа 2013г. по август 2016г. Узбекистан председательствовал в МФСА и Исполком Фонда осуществлял свою деятельность в г.Ташкенте.

В рамках председательства Узбекистана в МФСА реализованы следующие мероприятия.

16 сентября 2013 года по инициативе узбекской стороны в качестве официального документа 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была распространена «Программа мер по ликвидации последствий высыхания Арала и предотвращению катастрофы экосистем в Приаралье», определяющие основные приоритеты председательства Узбекистана в Фонде, которая всецело поддержана Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном.

В целях мобилизации усилий мирового сообщества по реализации программ и проектов, направленных на улучшение экологической и социально-экономической обстановки в регионе Аральского моря, а также дальнейшего развития международного сотрудничества для снижения негативных последствий экологической катастрофы в г.Ургенч 28-29 октября 2014 года состоялась международная конференция «Развитие сотрудничества в регионе бассейна Аральского моря по смягчению последствий экологической катастрофы».

По итогам конференции с соответствующими международными организациями, финансовыми институтами и донорами достигнуты договоренности и подписаны соглашения о реализации в бассейне Аральского моря национальных и региональных проектов общей стоимостью 3 млрд. долл. США, с привлечением льготных долгосрочных кредитов на общую сумму 1,9 млрд. долл. и предоставлением средств технического содействия и безвозмездных грантов в размере 200 млн. долл.

Для широкого вовлечения мирового сообщества к решению экологических и социально-экономических проблем бассейна Аральского моря, а также активизации сотрудничества с международными организациями и донорами для реализации конкретных проектов, подготовленных в рамках Ургенческой конференции, по инициативе Исполкома МФСА в рамках 7-го Всемирного водного форума 12-17 апреля 2015г. в гг. Дэгу и Гёнгбук (Республика Корея) было организовано мероприятие в виде субрегиональной сессии для Центральной Азии на тему «Развитие сотрудничества в регионе бассейна Аральского моря по смягчению последствий экологической катастрофы».

В рамках восьмой министерской конференции «Окружающая среда для Европы» (8-10 июня 2016г. в г.Батуми, Грузия) подписано совместное обращение Исполкомом МФСА и ЕЭК ООН в поддержку усилий по лесовосстановлению и лесоразведению в бассейне Аральского моря, отражающее намерение сторон сотрудничать в реализации проектов по оздоровлению экологической обстановки, предотвращению соле-пылепереноса, закреплению движущихся барханных песков, уменьшению ветровой эрозии, а также улучшению здоровья населения, восстановлению флоры и фауны в регионе Приаралье.

Исполком МФСА совместно со своими филиалами в государствах-учредителях осуществлял активную работу по смягчению последствий катастрофы Аральского моря, включая содействие национальным органам в привлечении средств доноров на реализацию национальных проектов, совместную организацию и проведение региональных и международных мероприятий, а также осуществление совместного мониторинга за ходом реализации национальных и региональных проектов и программ в рамках третьей фазы ПБАМ-3.

В соответствии с Решением глав государств-учредителей МФСА «Об избрании Президента Международного Фонда спасения Арала» председательство в Фонде перешло Туркменистану на 2017-2019гг.

Республика Узбекистан поддерживает председательство Туркменистана в МФСА и готова совместно продвигать интересы государств региона в вопросах рационального использования водных ресурсов ЦА, решения проблемы Арала, сохранения биологического фонда Приаралья, сокращения губительного воздействия экологического кризиса на окружающую среду и, самое главное, на жизнедеятельность проживающих в регионе людей.

В целом деятельность Фонда позволяет координировать и решать принципиальные вопросы сотрудничества по смягчению экологических, социально-экономических и водохозяйственных проблем в регионе, а также расширить взаимодействие с международными организациями, донорами, экологическими фондами по реализации конкретных программ и проектов в бассейне Аральского моря.

На сегодняшний день МФСА продолжает оставаться единственной и многосторонней организацией, дающей позитивный динамизм региональному сотрудничеству в решении водно-экологических проблем Центральной Азии.

Узбекистан рассматривает МФСА в качестве универсальной платформы для взаимодействия стран региона по реализации экологических и научно-технических проектов и программ, направленных на экологическое оздоровление районов, подвергшихся влиянию Аральской катастрофы, а также решение социально-экономических проблем региона.

ПРОБЛЕМЫ АРАЛЬСКОГО МОРЯ

Одной из самых крупных в новейшей истории глобальных экологических катастроф, испытываемой странами и 62-миллионным населением Центральной Азии, является трагедия Аральского моря, которая по своим эколого-климатическим, социально-экономическим и гуманитарным последствиям представляет прямую угрозу устойчивому развитию региона, здоровью, генофонду и будущему проживающих в нем людей.

Аральское море, бывшее уникальным, красивейшим и одним из крупнейших закрытых водоемов мира, практически в течение жизни одного поколения оказалось на грани полного исчезновения, что обернулось беспрецедентным бедствием и непоправимым ущербом для жизнедеятельности проживающего здесь населения, экосистемы и биоразнообразия Приаралья.

Аральское море до 1960 года являлось одним из крупнейших замкнутых водоемов мира с площадью 68,9 тыс. кв. км и объемом воды 1083 куб. км, его длина составляла 426 км, ширина - 284 км, наибольшая глубина - 68 м.

Зона Приаралья являлась регионом с большим разнообразием животного и растительного мира, в водоемах Приаралья обитало 38 видов рыб и ряд видов редких животных, численность сайгаков доходила до 1 млн. голов, флористический состав составлял 638 видов высших растений.

Кроме того, Аральское море играло важнейшую роль в развитии экономики региона, его производственных отраслей, в обеспечении занятости населения, в формировании устойчивой социальной инфраструктуры. В прошлом море относилось к числу богатейших в мире рыболовецких угодий: ежегодный объем улова рыбы в водоёмах Приаралья составлял 30–35 тыс. тонн. Более 80 процентов жителей, населявших побережье Арала, были заняты в добыче, переработке и транспортировке рыбы и рыбопродуктов. Плодородные земли дельты Амударьи и Сырдарьи, а также высокопродуктивные пастбища обеспечивали занятость более 100 тысяч человек в сфере животноводства, птицеводства, выращивания сельскохозяйственных культур.

Также море служило климаторегулирующим водоемом и смягчало резкие колебания погоды во всем регионе, что благоприятно влияло на условия проживания населения, сельхозпроизводства и экологическую обстановку. Вторгавшиеся в регион воздушные массы в зимний период прогревались, а в летний период охлаждались над акваторией Аральского моря.

Проблемы Аральского моря возникли и приняли угрожающие масштабы в 60-х годах XX века в результате бездумного зарегулирования крупных трансграничных рек региона - Сырдарьи и Амударьи, за счет стока которых Арал в прошлом ежегодно получал около 56 куб. км воды. Значительный рост проживающего здесь населения, масштабы урбанизации и интенсивного освоения земель, строительство в прошлом крупных гидротехнических и ирригационных сооружений на водотоках бассейна Аральского моря без учета экологических последствий создали условия для высыхания одного из красивейших водоемов на планете.

Прямым следствием высыхания моря стало драматическое изменение климата, ощущаемое не только в Центральной Азии, но и других регионах. Зона кризиса Приаралья непосредственно охватывает территории Туркменистана, Казахстана и Узбекистана, а также опосредованно - Таджикистана и Кыргызстана.

На обнажившейся части Арала появилась новая солевая пустыня площадью 5,5 млн. га. Свыше 90 дней в году над ней бушуют пылевые бури, разнося в атмосферу на многие тысячи километров ежегодно более 100 млн. тонн пыли и ядовитых солей.

Угрожающее влияние Аральской катастрофы сегодня наблюдается во всем мире. По оценкам международных экспертов, ядовитые соли из Аральского региона обнаружены на побережье Антарктиды, на ледниках Гренландии, в лесах Норвегии и многих других частях земного шара.

К огромному сожалению, на сегодняшний день стало очевидным, что восстановить Аральское море в полной мере уже не представляется возможным.

Важнейшая задача настоящего времени – сократить губительное воздействие Аральского кризиса на окружающую среду и жизнедеятельность проживающих в Приаралье миллионов людей.

Начиная с 1990-х годов, все страны, испытывающие разрушительные последствия Аральской катастрофы, с трибуны Организации Объединенных Наций и других международных и региональных организаций постоянно привлекают внимание мирового сообщества к Аральской проблеме и ее тесной взаимосвязи с вопросами региональной и глобальной безопасности. Ещё на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября 1993 года и на ее 50-й сессии 24 октября 1995 года представители стран Центральноазиатского региона обращались к мировому сообществу с призывом оказать содействие в спасении Арала и Приаралья, привлекая внимание ООН к тому, что без поддержки и помощи международных финансовых структур и развитых стран, без организующей роли ООН решить эту проблему невозможно.

В ходе Саммита по устойчивому развитию в сентябре 2015г. в г.Нью-Йорке узбекская сторона выступила с инициативой создать под эгидой ООН специальный Трастовый фонд по Аральскому морю и зоне Приаралья, основной задачей которого будет координация усилий и реализация адресных программ и проектов в следующих ключевых направлениях:

- защита здоровья и сохранения генофонда населения, разработка системы эффективных стимулов для социально-экономического развития зоны Приаралья и создания необходимых условий для обеспечения достойной жизни населения, проживающего в этом регионе;

- сохранение экологического баланса Приаралья, принятие последовательных мер по борьбе с опустыниванием, внедрению рационального водопользования;

- восстановление биоразнообразия животного и растительного мира, сохранение уникальной флоры и фауны, находящейся в настоящее время на грани вымирания;

- использование ограниченных водных ресурсов региона, в первую очередь трансграничных водных артерий - Амударьи и Сырдарьи, в интересах всех стран региона и в строгом соответствии с нормами международного права.

В целях реализации указанной инициативы совместно с ООН разработана Программа «Укрепление потенциала жизнеустойчивости населения, пострадавшего в результате кризиса Аральского моря, посредством создания многопартнёрского фонда по безопасности человека в Приаралье». 10 февраля 2017г. в г.Ташкент состоялась официальная церемония по запуску данной Программы.

Огромные усилия направляются на практическое решение этих задач также на региональном уровне. Знаковым событием в этом плане явилось создание в январе 1993 года Международного фонда спасения Арала (МФСА), учредителями которого стали Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

В целях предотвращения негативных последствий Аральской проблемы в рамках МФСА к настоящему времени реализованы три Программы по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ–1, ПБАМ–2, ПБАМ-3).

На национальном уровне Узбекистаном предпринимаются огромные усилия для борьбы с негативными последствиями высыхания Арала на окружающую среду и здоровье населения.

29 августа 2015г. Кабинетом Министров Республики Узбекистан принято Постановление «О комплексной программе мер по смягчению последствий Аральской катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья на 2015-2018 годы», предусматривающее реализация проектов общей стоимостью 3,9 миллиарда долларов США по пяти основным направлениям: экономное использование водных ресурсов и совершенствование управления ими, создание условий для осуществления мероприятий по сохранению генофонда и охране здоровья людей, проживающих на экологически опасной территории, разработка необходимых экономических факторов и механизмов для повышения уровня и качества жизни населения Приаралья, защита и сохранение растительного и животного мира, восстановление экосистем и биоразнообразия.

Также 18 января 2017г. постановлением Президента Республики Узбекистан утверждена Государственная программа по развитию региона Приаралья на 2017−2021 годы, направленная на улучшение условий и качества жизни населения региона, предусматривающее реализация проектов общей стоимостью 8,422 трлн. сумов.

Программа включает в себя меры по созданию новых рабочих мест, повышению инвестиционной привлекательности региона, развитию водоснабжения, систем канализации, санитарии и утилизации бытовых отходов, улучшению здравоохранения, жилищных условий населения, благоустройству территорий, созданию детских и спортивных площадок, развитию транспортной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры населенных пунктов, улучшению систем теплоснабжения Нукуса и Ургенча.

Однако с учетом общепланетарного характера Аральской катастрофы необходимо расширение совместных действий с мировым сообществом в данном направлении путем реализации глубоко продуманных, адресных и обеспеченных надлежащими источниками финансирования проектов.

О ПОЗИЦИИ УЗБЕКИСТАНА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕК ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Республика Узбекистан считает, что вопрос использования водных ресурсов Центральной Азии должен рассматриваться в соответствии с общепризнанными нормами международного права, гарантирующими рациональное и справедливое распределение водных ресурсов, и обеспечивающими учет интересов всех государств региона.

Учитывая, что в настоящее время Узбекистан, как и другие страны Центральной Азии, расположенные в низовьях трансграничных рек, испытывает серьезный дефицит водных ресурсов, позиция узбекской стороны по использованию трансграничных водных ресурсов Центральной Азии заключается в следующем:

- вопросы использования водных ресурсов трансграничных рек Центральной Азии должны решаться с учетом интересов более 60 млн. населения, проживающего во всех странах региона;

- любые действия, осуществляемые на трансграничных реках, не должны оказывать негативное воздействие на сложившийся экологический и водный баланс региона;

- действующая международно-правовая база в сфере водопользования и экологии должна стать основой построения эффективной системы совместного использования ресурсов трансграничных рек Центральной Азии;

- реализация проектов должна осуществляться на основе конструктивного подхода и компромисса, при котором не ущемляются интересы других заинтересованных государств и гарантируются два необходимых условия: не допущения снижения согласованного сторонами уровня водного баланса водотока для стран, расположенных ниже по стоку; не нарушения экологического баланса региона.

В целях укрепления взаимопонимания и доверия между всеми странами Центральной Азии и установления открытости и транспарентности во взаимоотношениях узбекская сторона считает необходимым предпринять совместные усилия по нахождению взаимоприемлемых и взаимовыгодных решений для урегулирования вопроса рационального и справедливого использования водных ресурсов Центральной Азии.

На сегодняшний день нет другой альтернативы решения вопроса распределения трансграничных водных ресурсов региона, кроме как достижение общерегионального согласия путем принятия правовых инструментов, способствующих конструктивному и цивилизованному диалогу.

Узбекская сторона готова сотрудничать со странами ЦА на основе указанных подходов в духе добрососедства и дружбы.

Просмотров: 14346