12:10:13 (GMT +5), воскресенье, 26 марта 2017
O‘zbekcha На русском In English
Мобильная версия сайта Стандартная версия
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная министра Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


Сотрудничество Узбекистана с ООН

2 марта 1992 года Узбекистан стал полноправным членом Организации Объединенных Наций (ООН). В этот день перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке взвился национальный флаг Узбекистана.

Узбекистан плодотворно сотрудничает с ООН и ее специализированными учреждениями по различным направлениям. Основные приоритеты взаимодействия — борьба с современными угрозами и вызовами безопасности, стабилизация и реконструкция Афганистана, нераспространение оружия массового поражения (ОМП), решение экологических проблем, в частности, смягчение последствий кризиса Аральского моря, социально-экономическое развитие, защита и поощрение прав человека.

Значимым событием стало участие Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в пленарном заседания высокого уровня по Целям Развития Тысячелетия, которое состоялось в сентябре 2010 г. в Нью-Йорке.

Узбекистан — участник всех важных международных соглашений и договоров в сфере разоружения и нераспространения, таких как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), конвенции по химическому и биологическому оружию и др.

Наша страна активно содействует усилиям ООН по обеспечению глобальной и региональной безопасности. Важным вкладом в этом направлении стала инициатива Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (ЦАЗСЯО). В сентябре 2006 г. в г. Семипалатинске Центрально-азиатские государства подписали Договор о ЦАЗСЯО. После ратификации всеми пятью государствами региона ЦА Договор о ЦАЗСЯО вступил в силу в марте 2009 г. На 61-й, 63-й и 65-й сессиях Генассамблеи ООН была принята резолюция о ЦАЗСЯО. ЦАЗСЯО заняла прочное место в международной разоруженческой повестке дня.

Будучи участником всех 13 конвенций ООН по борьбе с терроризмом, Узбекистан выдвинул крупные инициативы, направленные на консолидацию усилий мирового сообщества в этой области. Однако практических результатов в борьбе с терроризмом можно добиться только путем создания глобальной системы всестороннего сотрудничества в рамках ООН. Как отмечает Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов: «Сегодня всем должна быть ясна одна истина: естественно, что ни один человек, ни одно государство не могут остаться в стороне от борьбы во имя искоренения этого зла, угрожающего всему человечеству».

В этом контексте Узбекистан приветствует работу Контртеррористического комитета Совета Безопасности и всецело поддерживает его усилия по укреплению потенциала государств-членов Организации противостоять этому злу. Очевидно, что создание этого комитета является, в том числе, и результатом выдвинутой Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым инициативы о создании Международного центра по борьбе с терроризмом, озвученной на саммите ОБСЕ в Стамбуле еще в 1999 году.

Узбекистан тесно сотрудничает с ООН и ее специализированными учреждениями в противостоянии наркоагрессии.

Необходимо подчеркнуть, что сотрудничество в области обеспечения региональной безопасности и стабильности является важным направлением взаимодействия Узбекистана с ООН. В этом контексте в ООН высоко оценивают усилия Узбекистана по установлению мира и стабильности в Афганистане. Узбекистан является автором двух инициатив — по введению эмбарго на поставки оружия в Афганистан и созданию группы друзей и соседей этой страны, которая получила свое отражение в т.н. контактной группе «6+2». На Саммите НАТО в г. Бухаресте в апреле 2008 г. Президент Ислам Каримов выдвинул инициативу по возобновлению деятельности контактной группы «6+2» по урегулированию ситуации в Афганистане, преобразовав ее в формат «6+3» в составе граничащих с ИРА шести государств, а также США и России, с включением в нее НАТО.

Республика вносит эффективный вклад в реализацию программ ООН по постконфликтному восстановлению Афганистана, в частности, открыла мост на узбекско-афганской границе для международных поставок гуманитарных грузов, содействует строительству множества инфраструктурных объектов на территории Афганистана. В апреле 2009 г. была запущена новая линия электропередачи из Узбекистана в Кабул.

Сотрудничество Узбекистан-ООН также охватывает вопросы экологии и защиты окружающей среды. В этой сфере для Узбекистана наиболее важным вопросом остается проблема Аральского моря. Узбекистан выступает за активизацию участия агентств системы ООН в смягчении последствий аральской катастрофы.

Учитывая серьезность экологической катастрофы Аральского моря, в марте 2008г. в Узбекистане была проведена международная конференция «Проблемы Арала, их влияние на генофонд населения, растительный и животный мир и меры международного сотрудничества по смягчению их последствий», в которой активное участие приняли представители ООН.

Одним из важнейших документов, получивших всеобщую поддержку на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, стала резолюция A/RES/63/133 «Предоставление Международному фонду спасения Арала статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее», соавтором которой явился Узбекистан.

В рамках своего визита в Узбекистан 4-5 апреля 2010г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун посетил регион Приаралья. По итогам визита он заявил о необходимости принятия срочных мер по недопущению дальнейшей деградации ситуации в Приаралье и смягчению последствий аральской катастрофы. Он заверил, что доведет до международного сообщества озабоченность жителей республики и подчеркнул, что ООН готова оказать содействие Узбекистану в решении экологических проблем: «После увиденного я беру на себя обязательство помочь в смягчении последствий аральской катастрофы».

В рамках председательства в Международном Фонде спасения Арала Узбекистаном разработана «Программа мер по ликвидации последствий высыхания Арала и предотвращению катастрофы экосистем в Приаралье», включающей в себя реализацию важнейших проектов, направленных на стабилизацию и улучшение ситуации в зоне экологического кризиса. Этот документ был распространен в качестве официального документа 68-сессии Генеральной Ассамблеи Организации в сентябре 2013г.

Проблема Аральского моря непосредственно связана с рациональным и разумным использованием водных ресурсов трансграничных рек ЦА. Особое значение имеет строгое соблюдение норм международного права, регулирующих охрану и использование трансграничных водотоков. Конвенции ООН по этим вопросам от 25 февраля 1991 г., 17 марта 1992 г. и 21 мая 1997 г. обязывают все государства «обеспечивать использование трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие».

Исходя из всего этого, Узбекистан придерживается позиции о необходимости рационального и эффективного использования водных ресурсов региона Центральной Азии на основе общепринятых международных норм.

Узбекистан выступает за реформирование ООН, в целях обеспечения ее соответствия современным международным реалиям. 

Просмотров: 23976