06:32:35 (GMT +5), cреда, 22 февраля 2017
O‘zbekcha На русском In English
Размер шрифта:    
Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан
Виртуальная приёмная министра Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


Сотрудничество Узбекистана с ООН

2 марта 1992 года Узбекистан стал полноправным членом Организации Объединенных Наций (ООН). В этот день перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке взвился национальный флаг Узбекистана.

Узбекистан плодотворно сотрудничает с ООН и ее специализированными учреждениями по различным направлениям. Основные приоритеты взаимодействия — борьба с современными угрозами и вызовами безопасности, стабилизация и реконструкция Афганистана, нераспространение оружия массового поражения (ОМП), решение экологических проблем, в частности, смягчение последствий кризиса Аральского моря, социально-экономическое развитие, защита и поощрение прав человека.

Значимым событием стало участие Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в пленарном заседания высокого уровня по Целям Развития Тысячелетия, которое состоялось в сентябре 2010 г. в Нью-Йорке.

Узбекистан — участник всех важных международных соглашений и договоров в сфере разоружения и нераспространения, таких как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), конвенции по химическому и биологическому оружию и др.

Наша страна активно содействует усилиям ООН по обеспечению глобальной и региональной безопасности. Важным вкладом в этом направлении стала инициатива Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова о создании в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (ЦАЗСЯО). В сентябре 2006 г. в г. Семипалатинске Центрально-азиатские государства подписали Договор о ЦАЗСЯО. После ратификации всеми пятью государствами региона ЦА Договор о ЦАЗСЯО вступил в силу в марте 2009 г. На 61-й, 63-й и 65-й сессиях Генассамблеи ООН была принята резолюция о ЦАЗСЯО. ЦАЗСЯО заняла прочное место в международной разоруженческой повестке дня.

Будучи участником всех 13 конвенций ООН по борьбе с терроризмом, Узбекистан выдвинул крупные инициативы, направленные на консолидацию усилий мирового сообщества в этой области. Однако практических результатов в борьбе с терроризмом можно добиться только путем создания глобальной системы всестороннего сотрудничества в рамках ООН. Как отмечает Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов: «Сегодня всем должна быть ясна одна истина: естественно, что ни один человек, ни одно государство не могут остаться в стороне от борьбы во имя искоренения этого зла, угрожающего всему человечеству».

В этом контексте Узбекистан приветствует работу Контртеррористического комитета Совета Безопасности и всецело поддерживает его усилия по укреплению потенциала государств-членов Организации противостоять этому злу. Очевидно, что создание этого комитета является, в том числе, и результатом выдвинутой Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым инициативы о создании Международного центра по борьбе с терроризмом, озвученной на саммите ОБСЕ в Стамбуле еще в 1999 году.

Узбекистан тесно сотрудничает с ООН и ее специализированными учреждениями в противостоянии наркоагрессии.

Необходимо подчеркнуть, что сотрудничество в области обеспечения региональной безопасности и стабильности является важным направлением взаимодействия Узбекистана с ООН. В этом контексте в ООН высоко оценивают усилия Узбекистана по установлению мира и стабильности в Афганистане. Узбекистан является автором двух инициатив — по введению эмбарго на поставки оружия в Афганистан и созданию группы друзей и соседей этой страны, которая получила свое отражение в т.н. контактной группе «6+2». На Саммите НАТО в г. Бухаресте в апреле 2008 г. Президент Ислам Каримов выдвинул инициативу по возобновлению деятельности контактной группы «6+2» по урегулированию ситуации в Афганистане, преобразовав ее в формат «6+3» в составе граничащих с ИРА шести государств, а также США и России, с включением в нее НАТО.

Республика вносит эффективный вклад в реализацию программ ООН по постконфликтному восстановлению Афганистана, в частности, открыла мост на узбекско-афганской границе для международных поставок гуманитарных грузов, содействует строительству множества инфраструктурных объектов на территории Афганистана. В апреле 2009 г. была запущена новая линия электропередачи из Узбекистана в Кабул.

Сотрудничество Узбекистан-ООН также охватывает вопросы экологии и защиты окружающей среды. В этой сфере для Узбекистана наиболее важным вопросом остается проблема Аральского моря. Узбекистан выступает за активизацию участия агентств системы ООН в смягчении последствий аральской катастрофы.

Учитывая серьезность экологической катастрофы Аральского моря, в марте 2008г. в Узбекистане была проведена международная конференция «Проблемы Арала, их влияние на генофонд населения, растительный и животный мир и меры международного сотрудничества по смягчению их последствий», в которой активное участие приняли представители ООН.

Одним из важнейших документов, получивших всеобщую поддержку на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, стала резолюция A/RES/63/133 «Предоставление Международному фонду спасения Арала статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее», соавтором которой явился Узбекистан.

В рамках своего визита в Узбекистан 4-5 апреля 2010г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун посетил регион Приаралья. По итогам визита он заявил о необходимости принятия срочных мер по недопущению дальнейшей деградации ситуации в Приаралье и смягчению последствий аральской катастрофы. Он заверил, что доведет до международного сообщества озабоченность жителей республики и подчеркнул, что ООН готова оказать содействие Узбекистану в решении экологических проблем: «После увиденного я беру на себя обязательство помочь в смягчении последствий аральской катастрофы».

В рамках председательства в Международном Фонде спасения Арала Узбекистаном разработана «Программа мер по ликвидации последствий высыхания Арала и предотвращению катастрофы экосистем в Приаралье», включающей в себя реализацию важнейших проектов, направленных на стабилизацию и улучшение ситуации в зоне экологического кризиса. Этот документ был распространен в качестве официального документа 68-сессии Генеральной Ассамблеи Организации в сентябре 2013г.

Проблема Аральского моря непосредственно связана с рациональным и разумным использованием водных ресурсов трансграничных рек ЦА. Особое значение имеет строгое соблюдение норм международного права, регулирующих охрану и использование трансграничных водотоков. Конвенции ООН по этим вопросам от 25 февраля 1991 г., 17 марта 1992 г. и 21 мая 1997 г. обязывают все государства «обеспечивать использование трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие».

Исходя из всего этого, Узбекистан придерживается позиции о необходимости рационального и эффективного использования водных ресурсов региона Центральной Азии на основе общепринятых международных норм.

Узбекистан выступает за реформирование ООН, в целях обеспечения ее соответствия современным международным реалиям. 

Просмотров: 23038