05:23:27 (GMT +5), cреда, 24 Мая 2017
O‘zbekcha На русском In English
Мобильная версия сайта Версия для слабовидящих
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Виртуальная приёмная министра Виза Республики Узбекистан Памятка гражданам Узбекистана, выезжающим за рубеж О консульских округах Узбекистана за рубежом

Актуальные вопросы


7 апреля 2017

Проект Консульского устава Республики Узбекистан

В соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах Министерством иностранных дел Республики Узбекистан подготовлен проект Консульского устава Республики Узбекистан (новая редакция) и представлен в Системе обсуждения нормативно-правовых актов Республики Узбекистан.

К проекту документа прилагается Сопоставительная таблица к проекту Консульского устава Республики Узбекистан в новой редакции.

Предложения и замечания по проекту просим оставлять на веб-сайте https://regulation.gov.uz/.


ПРОЕКТ

Дата завершения обсуждения: 14 апреля 2017 года.

Консульский устав Республики Узбекистан
(новая редакция)

Настоящий Устав определяет правовые основы деятельности консульских учреждений Республики Узбекистан в иностранных государствах (далее – консульские учреждения).

Консульские учреждения создаются в целях защиты интересов Республики Узбекистан, а также прав и законных интересов граждан и юридических лиц Республики Узбекистан.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Уставе применяются следующие основные понятия:

консульское учреждение – генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство и консульский отдел дипломатического представительства Республики Узбекистан за границей;

консульское должностное лицо – дипломатический работник, которому поручено выполнение консульских функций;

консул – консульское должностное лицо, являющееся главой консульского учреждения;

члены семьи – супруга (супруг), несовершеннолетние дети консульского должностного лица, а также находящиеся на его иждивении родители и недееспособные совершеннолетние дети;

консульский округ – территория, отведенная консульскому учреждению для выполнения консульских функций;

консульские помещения – здания или части зданий, используемые исключительно для целей консульского учреждения, а также относящийся к данному зданию или части зданий земельный участок, независимо от принадлежности права собственности;

консульский архив – все документы, корреспонденция, а также их физические носители и реестры консульского учреждения вместе с шифрами и кодами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения;

морское или речное судно – судно, находящееся в плавании под флагом Республики Узбекистан, за исключением военного судна;

воздушное судно – судно, зарегистрированное в Республике Узбекистан, за исключением военного воздушного судна.

Статья 2. Установление консульских отношений

Консульские отношения Республики Узбекистан с другими государствами устанавливаются по взаимному согласию.

Если не достигнута договоренность об ином, установление дипломатических отношений считается и установлением консульских отношений.

Разрыв дипломатических отношений не означает разрыва консульских отношений или прекращения деятельности консульского учреждения.

Статья 3. Основные задачи консульских учреждений

Консульские учреждения защищают за границей интересы Республики Узбекистан, права и законные интересы граждан и юридических лиц Республики Узбекистан.

Консульские учреждения содействуют развитию дружественных отношений Республики Узбекистан с другими государствами и расширению с ними экономических, торговых, научно-технических, культурных и других связей.

Статья 4. Правовая основа деятельности консульских учреждений

Консульские учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Уставом, актами Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, другими актами законодательства и международными договорами Республики Узбекистан, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.

Глава II. Организация деятельности консульских учреждений

Статья 5. Открытие консульских учреждений

Республика Узбекистан учреждает консульские учреждения в государствах, с которыми установлены консульские отношения.

Консульское учреждение может быть открыто на территории государства, с которым не установлены консульские отношения, с согласия этого государства.

Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются по согласованию с государством пребывания.

Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса или консульского округа могут осуществляться с согласия государства пребывания.

Статья 6. Правовой статус консульских учреждений

Консульские учреждения осуществляют свою деятельность под непосредственным руководством Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.

При наличии дипломатического представительства Республики Узбекистан в государстве пребывания, консульские учреждения действуют под общим руководством главы данного дипломатического представительства.

Консульские учреждения имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и названием консульского учреждения на государственном и иностранном языках.

Консульские помещения не должны использоваться в целях, несовместимых с выполнением консульских функций.

Статья 7. Классы консульских учреждений

Консульские учреждения подразделяются на следующие классы: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства, консульские отделы дипломатических представительств Республики Узбекистан.

Генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства возглавляются, соответственно, генеральными консулами, консулами, вице-консулами и консульскими агентами. Консульские отделы дипломатических представительств Республики Узбекистан возглавляются заведующими консульскими отделами.

Статья 8. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений

Консульские учреждения пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Республика Узбекистан и государство пребывания.

Статья 9. Использование государственного герба и флага Республики Узбекистан

Консульское учреждение имеет право устанавливать на занимаемом им здании вывеску с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и названием консульского учреждения на государственном языке Республики Узбекистан, языке государства пребывания и ином языке.

Изображение Государственного герба Республики Узбекистан постоянно помещается на фасадах зданий консульского учреждения, а также в служебном кабинете консула.

Государственный флаг Республики Узбекистан постоянно поднимается на зданиях или территориях консульского учреждения, а также в служебном кабинете и транспортных средствах консула.

При осуществлении предусмотренных в настоящей статье прав должны приниматься во внимание общепризнанные нормы международного права, правила дипломатического протокола, а также законодательство и обычаи государства пребывания.

Статья 10. Неприкосновенность консульского архива

Консульский архив неприкосновенен в любое время и независимо от их местонахождения.

Статья 11. Использование современных технологий и информационных систем

Консульские учреждения в своей деятельности могут использовать современные технологии и информационные системы.

Консульские учреждения в соответствии с законодательством Республики Узбекистан могут оказывать в электронной форме относящиеся к их компетенции государственные услуги физическим и юридическим лицам, а также применять электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг.

Глава III. Консульские должностные лица

Статья 12. Правовой статус и порядок назначения, освобождения от должности консульского должностного лица

Консульским должностным лицом может быть гражданин Республики Узбекистан, наделенный в соответствии с законодательством Республики Узбекистан полномочиями выполнять консульские функции в консульском учреждении.

На консульскую должность назначаются лица не моложе двадцати пяти лет, имеющие, как правило, высшее юридическое образование, либо другое высшее образование при наличии стажа работы в консульской сфере не менее трех лет.

Назначение на должность и освобождение от должности консульских должностных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.

Консул при назначении на должность получает от Министерства иностранных дел Республики Узбекистан консульский патент, в котором указывается его консульский округ.

Консул приступает к исполнению своих обязанностей после получения согласия (экзекватуры) государства пребывания. О его назначении извещаются власти государства пребывания.

До выдачи экзекватуры консул может быть временно допущен к выполнению своих функций.

Если консульское должностное лицо в силу какой-либо причины не может выполнять свои функции или его должность временно вакантна, исполнение обязанностей консульского должностного лица может быть возложено на другое должностное лицо данного или иного консульского учреждения в государстве пребывания или на дипломатического работника дипломатического представительства Республики Узбекистан в этом государстве.

Статья 13. Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц, а также членов семей

Консульские должностные лица, а также члены семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Республика Узбекистан и государство пребывания.

Консульские должностные лица, а также члены семей обязаны, без ущерба для их привилегий и иммунитетов, уважать законы и правила государства пребывания и не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

Глава IV. Порядок выполнения консульских функций

Статья 14. Выполнение консульских функций

Консульское должностное лицо выполняет функции, предусмотренные настоящим Уставом и международными договорами, участниками которых являются Республика Узбекистан и государство пребывания.

Консульское должностное лицо может выполнять иные, не предусмотренные настоящим Уставом, функции, если они не противоречат законодательству Республики Узбекистан и государства пребывания.

В государствах, где отсутствует дипломатическое представительство Республики Узбекистан, с согласия государства пребывания, на консульское должностное лицо могут быть возложены также и дипломатические функции.

Выполнение консульским должностным лицом консульских функций другого государства может осуществляться только по указанию Министерства иностранных дел Республики Узбекистан и с согласия государства пребывания.

Консульское должностное лицо при особых обстоятельствах, с согласия государства пребывания, может выполнять свои функции за пределами консульского округа.

Консульское должностное лицо может выполнять функции в третьем государстве при отсутствии определенно выраженного возражения со стороны государства пребывания и третьего государства.

Консульское должностное лицо может обращаться к властям государства, относящегося к консульскому округу, по всем вопросам, связанным с деятельностью консульского учреждения.

При необходимости, консульское должностное лицо производит объезд консульского округа.

Статья 15. Функции консульского должностного лица по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц Республики Узбекистан

Консульское должностное лицо принимает и рассматривает обращения граждан и юридических лиц Республики Узбекистан в устной, письменной либо в электронной форме.

Статья 16. Функции консульского должностного лица по содействию реализации гражданами и юридическими лицами Республики Узбекистан их прав и законных интересов

Консульское должностное лицо оказывает содействие гражданам и юридическим лицам Республики Узбекистан в реализации их прав и законных интересов, предусмотренных международными договорами, участниками которых являются Республика Узбекистан и государство пребывания, а также законодательством государства пребывания, если такие права не противоречат законодательству Республики Узбекистан.

Консульское должностное лицо в пределах своих полномочий принимает меры для восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц Республики Узбекистан.

Статья 17. Представительские функции консульского должностного лица

Консульское должностное лицо имеет право без доверенности представлять в учреждениях государства пребывания граждан и юридические лица Республики Узбекистан, если гражданин или представитель юридического лица отсутствует в этом государстве и не поручил ведение дела какому-либо лицу или не в состоянии защищать свои интересы по другим причинам. Это представительство продолжается до тех пор, пока представляемые лица не назначат своих уполномоченных или не возьмут на себя защиту своих прав и законных интересов.

Статья 18. Функции консульского должностного лица по вопросам гражданства Республики Узбекистан

Консульское должностное лицо в пределах своих полномочий принимает, рассматривает и оформляет материалы по вопросам гражданства Республики Узбекистан в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.

Статья 19. Функции консульского должностного лица по оформлению, выдаче и обмену паспорта гражданина и проездного документа лица без гражданства Республики Узбекистан

Консульское должностное лицо имеет право оформлять и выдавать паспорт гражданина и проездной документ лица без гражданства Республики Узбекистан, а также производить их обмен, гражданам Республики Узбекистан и лицам без гражданства, постоянно проживающим или временно находящимся на территории консульского округа с целью служебной командировки, работы по контракту, учебы или лечения, а также лицам, приобретшим гражданство Республики Узбекистан в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Консульское должностное лицо имеет право по согласованию с компетентными органами Республики Узбекистан на проставление стикеров разрешительной записи для выезда за границу гражданам Республики Узбекистан, постоянно проживающим на территории консульского округа, а также гражданам Республики Узбекистан, временно находящимся на территории государства пребывания в связи со служебной командировкой, работой по контракту, лечением или учебой.

Статья 20. Функции консульского должностного лица по оформлению и выдаче свидетельства (сертификата) на возвращение в Республику Узбекистан

Консульское должностное лицо оформляет и выдает в установленном законодательством порядке свидетельство (сертификат) на возвращение в Республику Узбекистан, дающее право на въезд (возвращение) в Республику Узбекистан временно находящимся за границей и не состоящим на постоянном консульском учете гражданам Республики Узбекистан, а также постоянно проживающим в Республике Узбекистан лицам без гражданства, в случае утери, порчи, истечения срока действия, израсходования страниц паспорта гражданина либо проездного документа лица без гражданства Республики Узбекистан.

В случае утери и порчи паспорта гражданина или проездного документа лица без гражданства Республики Узбекистан, консульское должностное лицо оформляет и выдает в установленном законодательством порядке свидетельство (сертификат) на возвращение в Республику Узбекистан только после проверки сведений о заявителе и подтверждения его личности и принадлежности к гражданству Республики Узбекистан.

Статья 21. Функции консульского должностного лица в случае нахождения гражданина Республики Узбекистан на территории консульского округа без средств к существованию

В случае, если гражданин Республики Узбекистан оказался на территории консульского округа без средств к существованию и заявил об этом в консульское учреждение, консульское должностное лицо:

устанавливает наличие обязательств лица или организации, направившей или пригласившей данного гражданина, по возмещению расходов, связанных с его пребыванием на территории консульского округа, и содействует их исполнению;

оказывает содействие в установлении контактов данного гражданина с членами его семьи, родственниками или иными лицами.

В случае, если меры, предусмотренные в части первой настоящей статьи, оказались недостаточными, консул вправе по согласованию с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан оказать финансовое содействие за счет и в пределах специально отведенных для этого средств в целях обеспечения возвращения данного гражданина в Республику Узбекистан.

При оказании финансового содействия консулом совершается сделка об оказании финансового содействия, которая будет приравнена к нотариально удостоверенной сделке.

Лицо, получившее финансовое содействие в консульском учреждении, обязуется возместить полученные финансовые средства в тридцатидневный срок.

Порядок оказания финансового содействия, размер отведенных для этого средств, а также условия их возврата, определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

В случае невозвращения суммы оказанного консульским учреждением финансового содействия в течение установленного срока, консульское должностное лицо направляет в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан исполнительную надпись, по которой взыскание задолженности в установленном законодательством порядке производится в бесспорном порядке.

В оказании финансового содействия может быть отказано в случае:

незаконного въезда гражданина Республики Узбекистан на территорию консульского округа;

наличия решения суда (компетентного органа) государства пребывания о запрете выезда гражданина Республики Узбекистан в связи с наличием невыполненных договорных обязательств или иных оснований;

сокрытия обстоятельств или предоставления заведомо ложных сведений, которые могут повлиять на принятие решения об оказании финансового содействия;

обращения гражданина за финансовым содействием при наличии невыполненных обязательств по возмещению консульскому учреждению ранее полученных средств.

В оказании финансового содействия может быть отказано и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Узбекистан.

Консульское должностное лицо может оказать иную необходимую помощь в пределах своих полномочий.

Статья 22. Функции консульского должностного лица по оказанию помощи и содействия жертвам торговли людьми

Консульское должностное лицо в пределах своих полномочий:

осуществляет деятельность по оказанию помощи и защите граждан Республики Узбекистан, ставших жертвами торговли людьми, находящихся за пределами Республики Узбекистан;

способствует возвращению в Республику Узбекистан жертв торговли людьми, а в случае отсутствия у них документов, удостоверяющих личность, своевременно принимает меры по установлению их личности и принадлежности к гражданству Республики Узбекистан, и оформляет им документы на возвращение в Республику Узбекистан без взимания консульских и иных сборов;

при необходимости предоставляет сведения о законодательстве Республики Узбекистан о противодействии торговле людьми соответствующим компетентным органам государства пребывания;

предоставляет жертвам торговли людьми информацию об их правах и законных интересах.

Статья 23. Функции консульского должностного лица по ведению консульского учета граждан Республики Узбекистан

Консульское должностное лицо ведет учет граждан Республики Узбекистан, временно находящихся и постоянно проживающих на территории консульского округа.

Консульское должностное лицо информирует временно находящихся в консульском округе граждан Республики Узбекистан о законах и других нормативно-правовых актах государства пребывания, а также о местных обычаях.

Статья 24. Функции консульского должностного лица в отношении граждан Республики Узбекистан, находящихся под арестом, заключенных под стражу, задержанных, осужденных либо пропавших без вести

В случае получения сведений о том, что гражданин Республики Узбекистан, находящийся на территории консульского округа, арестован, заключен под стражу, задержан или осужден, консульское должностное лицо:

получает через компетентные органы государства, относящегося к консульскому округу, информацию о гражданине (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства, принадлежность к гражданству Республики Узбекистан), а также обстоятельствах и основаниях ареста, заключения под стражу, задержания или осуждения;

информирует о факте ареста, заключения под стражу, задержания или осуждения гражданина Республики Узбекистан Министерство иностранных дел Республики Узбекистан;

принимает меры по обеспечению надлежащей юридической помощи и предоставления при необходимости переводчика гражданину Республики Узбекистан, находящемуся под арестом, заключенному под стражу, задержанному или осужденному;

принимает меры для встречи с гражданином Республики Узбекистан, находящимся под арестом, заключенным под стражу, задержанным или осужденным, разъясняет его права и следит, чтобы такие граждане содержались в условиях, отвечающих требованиям гигиены и санитарии, и не подвергались жестокому и унижающему достоинство человека обращению;

содействует в пределах, допускаемых международным правом и законодательством государства пребывания, передаче корреспонденции и посылок, адресованных гражданину Республики Узбекистан, находящемуся под арестом, заключенному под стражу, задержанному или осужденному.

Консульское должностное лицо обязано следить, чтобы в отношении гражданина Республики Узбекистан, находящегося под арестом, заключенного под стражу, задержанного или осужденного, соблюдаются общепризнанные принципы и нормы международного права, положения международных договоров, участниками которых являются Республика Узбекистан и государство пребывания, а также законодательство государства пребывания.

В случае, если права гражданина Республики Узбекистан, находящегося под арестом, заключенного под стражу, задержанного или осужденного, нарушаются, консульское должностное лицо принимает в пределах своих полномочий меры, допускаемые законодательством государства пребывания, по их восстановлению в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями международных договоров, участниками которых являются Республика Узбекистан и государство пребывания, а также законодательством государства пребывания.

Консульское должностное лицо, при необходимости, может ходатайствовать перед властями государства, относящегося к консульскому округу, где гражданин Республики Узбекистан отбывает наказание или ожидает приведения судебного решения в исполнение, о помиловании, досрочном освобождении или приостановлении приведения судебного решения в исполнение, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан с этим государством.

Консульское должностное лицо воздерживается от принятия любых мер от имени гражданина Республики Узбекистан, находящегося под арестом, заключенного под стражу, задержанного или осужденного, если указанный гражданин возражает против принятия таких мер.

Консульское должностное лицо своевременно информирует Министерство иностранных дел Республики Узбекистан о мерах, принятых в отношении гражданина Республики Узбекистан, находящегося под арестом, заключенного под стражу, задержанного или осужденного.

Консульское должностное лицо незамедлительно обращается в компетентные органы государства пребывания за содействием в розыске пропавших без вести граждан Республики Узбекистан, в отношении которых имеются сведения о том, что они могут находиться на территории соответствующего консульского округа.

Статья 25. Функции консульского должностного лица по оформлению и выдаче виз иностранным гражданам и лицам без гражданства

Консульское должностное лицо оформляет и выдает визы иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Республику Узбекистан и транзитный проезд через территорию Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Консульское должностное лицо имеет право вносить изменения в выданные визы или отменять их.

Статья 26. Функции консульского должностного лица по оказанию содействия гражданам Республики Узбекистан в реализации их избирательных прав и права на участие в референдумах Республики Узбекистан

Консульское должностное лицо оказывает содействие гражданам Республики Узбекистан в реализации их прав непосредственно участвовать в референдумах, выборах Президента Республики Узбекистан, а также в Олий Мажлис Республики Узбекистан.

Консульское учреждение составляет список избирателей из числа граждан Республики Узбекистан, находящихся на территории консульского округа и обладающих ко дню проведения выборов или референдума избирательным правом и правом на участие в референдуме Республики Узбекистан.

При проведении выборов или референдума Республики Узбекистан консульское должностное лицо официально информирует власти государства пребывания об образовании в помещении консульского учреждения избирательного участка.

Статья 27. Функции консульского должностного лица по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния

В соответствии с законодательством Республики Узбекистан консульское должностное лицо регистрирует путем составления записей следующие акты гражданского состояния:

рождение;

заключение брака;

расторжение брака;

смерть.

Регистрация консульским должностным лицом актов гражданского состояния производится в соответствии с Правилами регистрации актов гражданского состояния, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Консульское должностное лицо принимает от граждан Республики Узбекистан, постоянно проживающих за границей, иностранных граждан и лиц без гражданства, зарегистрировавших акты гражданского состояния в Республике Узбекистан, заявления о внесении изменений и дополнений в акты, о восстановлении актов, а также о перемене фамилии, имени и отчества, которые вместе с соответствующими документами направляются в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан для последующего рассмотрения компетентными органами Республики Узбекистан.

В случаях, когда один из лиц, обратившихся к консульскому должностному лицу, является гражданином Республики Узбекистан, а другой - иностранным гражданином или лицом без гражданства, вопросы регистрации актов гражданского состояния разрешаются при условии, если регистрация актов гражданского состояния не противоречит законодательству Республики Узбекистан и государства пребывания, а также международным договорам Республики Узбекистан.

Статья 28. Функции консульского должностного лица по совершению нотариальных действий

Консульское должностное лицо совершает нотариальные действия в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.

Нотариальное делопроизводство в консульском учреждении ведется на государственном языке Республики Узбекистан.

При необходимости документы могут быть оформлены и на других языках.

Статья 29. Функции консульского должностного лица по легализации иностранных официальных документов

Консульская легализация иностранных официальных документов заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания.

Порядок консульской легализации устанавливается Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.

Консульское должностное лицо легализует документы и акты, составленные при участии представителей властей государства, относящегося к консульскому округу, или исходящие от этих властей.

Консульское должностное лицо для совершения легализации иностранного официального документа вправе требовать представления его нотариально заверенного перевода на государственный язык Республики Узбекистан или другие языки.

Легализации не подлежат документы и акты, которые противоречат законодательству Республики Узбекистан или могут по своему содержанию нанести вред государственным интересам Республики Узбекистан, либо содержат сведения, порочащие честь и достоинство граждан.

Легализация документа не требуется, если на нем или на листе, скрепляемом с этим документом, проставлен апостиль.

Консульское должностное лицо обязано принимать документы с апостилем, если он проставлен уполномоченным органом государства, в отношениях Республики Узбекистан с которым применима Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года).

Статья 30. Функции консульского должностного лица по истребованию документов

По заявлениям граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства консульское должностное лицо истребует от государственных органов Республики Узбекистан, организаций и учреждений, находящихся на территории Республики Узбекистан, документы по вопросам записи актов гражданского состояния, образования, трудовой деятельности, пенсии, судимости, архивные справки и другие документы, касающиеся прав и законных интересов заявителей.

По заявлениям граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, по запросам организаций и учреждений, находящихся на территории Республики Узбекистан, консульское должностное лицо истребует от компетентных органов государства, относящегося к консульскому округу, документы, касающиеся прав и законных интересов заявителей.

Статья 31. Функции консульского должностного лица по вопросам усыновления (удочерения), опеки и попечительства

Консульское должностное лицо в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, осуществляет в государстве, относящемся к консульскому округу, учет несовершеннолетних граждан Республики Узбекистан, усыновленных (удочеренных) гражданами Республики Узбекистан, постоянно проживающими на территории консульского округа иностранными гражданами или лицами без гражданства, и принимает меры по защите их прав и законных интересов.

Консульское должностное лицо в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, принимает меры по установлению опеки и попечительства над проживающими в консульском округе несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, недееспособными или ограниченными в дееспособности гражданами Республики Узбекистан, а также в отношении совершеннолетних граждан Республики Узбекистан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Статья 32. Функции консульского должностного лица в отношении воздушного, морского и речного судна, а также средств подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта Республики Узбекистан

Консульское должностное лицо следит за тем, чтобы в аэропортах государства пребывания командиру, экипажу и пассажирам воздушного судна Республики Узбекистан предоставлялись права и иммунитеты в соответствии с законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются Республика Узбекистан и государство пребывания.

Консульское должностное лицо должно оказывать содействие командиру, экипажу и пассажирам воздушного судна Республики Узбекистан в сношениях с властями государства пребывания, а также принимать меры к возвращению, в случае необходимости, воздушного судна, его экипажа и пассажиров в Республику Узбекистан или же к продолжению полета.

Консульское должностное лицо может:

способствовать прибытию воздушного судна в аэропорт, вылету из него и пребыванию воздушного судна в аэропорту;

выяснять обстоятельства происшествий, имевших место на воздушном судне, опрашивать командира, членов экипажа и пассажиров воздушного судна;

получать данные о воздушном судне, его грузе и рейсе;

в случае необходимости принимать меры к обеспечению лечения и отправки в Республику Узбекистан членов экипажа и пассажиров воздушного судна;

отправлять граждан Республики Узбекистан, почту и грузы на воздушных судах Республики Узбекистан, следующих в аэропорты Республики Узбекистан;

получать, составлять, заверять декларацию или другой документ в отношении воздушных судов, предусмотренный международными договорами или законодательством Республики Узбекистан.

В случае аварии, вынужденной посадки или другого происшествия с воздушным судном в пределах консульского округа консульское должностное лицо оказывает необходимую помощь командиру, экипажу и пассажирам.

Консульское должностное лицо принимает меры к охране потерпевшего аварию или сделавшего вынужденную посадку воздушного судна, грузов и вещественных доказательств, свидетельствующих о характере происшествия, и оказывает содействие специалистам Республики Узбекистан в расследовании летного происшествия.

В случае совершения преступления на борту воздушного судна консульское должностное лицо оказывает командиру воздушного судна содействие в выполнении обязанностей, вытекающих из международных договоров и законодательства Республики Узбекистан.

Если по имеющимся у консульского должностного лица данным заход воздушного судна Республики Узбекистан в какой-либо аэропорт небезопасен, нежелателен или невозможен, консульское должностное лицо обязано предупредить об этом командира воздушного судна.

При выполнении консульских функций в отношении морского и речного судна, средств подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта консульское должностное лицо руководствуется положениями частей первой-седьмой настоящей статьи.

В случае приобретения морского или речного судна за границей консульское должностное лицо выдает временное свидетельство на право плавания под Государственным флагом Республики Узбекистан.

Указанное временное свидетельство действительно с момента его выдачи до регистрации морского или речного судна в Республике Узбекистан, но не более чем шесть месяцев со дня выдачи.

Для оформления временного свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Республики Узбекистан заявитель в зависимости от оснований приобретения морского или речного судна представляет документы в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Статья 33. Функции консульского должностного лица по обеспечению безопасности граждан Республики Узбекистан при возникновении на территории консульского округа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков и террористических акций

Консульское должностное лицо своевременно информирует Министерство иностранных дел Республики Узбекистан о гражданах Республики Узбекистан, оказавшихся в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков и террористических акций, а также развитии ситуации в данных зонах.

Консульское должностное лицо принимает меры по обеспечению безопасности граждан Республики Узбекистан, находящихся на территории консульского округа, при возникновении или угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков, а также совершении или угрозы совершения террористических акций.

Консульское должностное лицо, в случае необходимости, предпринимает меры по организации эвакуации граждан Республики Узбекистан в ближайшую безопасную зону или обеспечению их возвращения в Республику Узбекистан.

Статья 34. Функции консульского должностного лица по санитарной, фитосанитарной и ветеринарной охране

При появлении карантинных заболеваний на территории государства пребывания консульское должностное лицо немедленно сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан для последующего информирования компетентных органов Республики Узбекистан с указанием зараженного района, числа случаев и противоэпидемических мер, принятых местными властями.

При появлении в пределах консульского округа опасных болезней или вредителей сельскохозяйственных растений, а также в случаях массового заболевания скота и птицы или угрозы распространения болезней, общих для человека и животных, консульское должностное лицо немедленно сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан для последующего информирования компетентных органов Республики Узбекистан.

Статья 35. Прекращение функций консульского должностного лица

Функции консульского должностного лица прекращаются в случаях:

его отзыва;

аннулирования экзекватуры;

закрытия консульского учреждения;

прекращения консульских отношений.

Функции консульского должностного лица могут быть прекращены и в иных случаях в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Статья 36. Консульские сборы и сборы в счет возмещения фактических расходов

За консульские действия взимаются консульские сборы, а также сборы в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением указанных действий.

Консульские сборы взимаются в соответствии с тарифами консульских сборов Республики Узбекистан: за границей - в валюте государства пребывания или в другой иностранной валюте; в Республике Узбекистан - в национальной или иностранной валюте.

Тарифы консульских сборов утверждаются Президентом Республики Узбекистан.

Распределение и зачисление консульских сборов осуществляются в порядке, определяемом законодательством Республики Узбекистан.

Консульские сборы не взимаются:

при наличии международного договора об отказе от взимания консульских сборов, участниками которого являются Республика Узбекистан и государство пребывания;

за установление личности и выдачу свидетельства (сертификата) на возвращение в Республику Узбекистан гражданам Республики Узбекистан, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, а также оставшимся без средств к существованию либо ставшим жертвами торговли людьми;

по делам репатриации граждан Республики Узбекистан;

за выдачу виз владельцам иностранных дипломатических паспортов на основе взаимности;

за истребование и легализацию документов о трудовом стаже, социальном обеспечении граждан, по делам о взыскании алиментов;

при оказании консульских функций, направленных на обеспечение безопасности граждан Республики Узбекистан при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков и террористических акций;

в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.

Глава дипломатического представительства Республики Узбекистан или консул вправе по согласованию с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан освобождать от уплаты консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, граждан Республики Узбекистан на основании их заявлений, если указанные ими причины будут установлены и признаны уважительными.

Глава V. Почетные консулы Республики Узбекистан

Статья 37. Статус почетного консула

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан с согласия государства пребывания может поручить выполнение отдельных консульских функций почетному консулу.

Почетным консулом может быть как гражданин Республики Узбекистан, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих достойное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, профессиональным опытом и языковыми навыками, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на них консульские функции.

Почетный консул не состоит на государственной службе Республики Узбекистан и не получает от Республики Узбекистан какого-либо денежного вознаграждения за выполнение своих функций.

Почетный консул назначается на должность и освобождается от должности Министром иностранных дел Республики Узбекистан. Почетный консул выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства Республики Узбекистан или консульского учреждения в государстве пребывания, на территории консульского округа которого он действует. В случае отсутствия в государстве пребывания дипломатического представительства Республики Узбекистан или консульского учреждения, Министерство иностранных дел Республики Узбекистан поручает такое руководство дипломатическому представительству Республики Узбекистан или консульскому учреждению, расположенному в одном из государств, сопредельных с государством пребывания почетного консула или ближайших к государству его пребывания.

По согласованию с государством пребывания и с согласия Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, почетный консул может одновременно исполнять обязанности почетного консула другого иностранного государства.

Статья 38. Функции почетного консула

Почетный консул может выполнять следующие консульские функции:

осуществление учета граждан Республики Узбекистан, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц Республики Узбекистан;

принятие мер по розыску граждан Республики Узбекистан, пропавших без вести на территории консульского округа;

оказание содействия гражданам Республики Узбекистан, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав и права на участие в референдумах Республики Узбекистан;

принятие мер по защите прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, постоянно проживающих на территории консульского округа, над которыми требуется установление опеки и попечительства;

оказание необходимого содействия воздушным, морским и речным судам, а также средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта Республики Узбекистан и членам их экипажей, находящимся на территории консульского округа.

На почетного консула Министерством иностранных дел Республики Узбекистан могут быть возложены и иные функции, не противоречащие законодательству Республики Узбекистан и законодательству государства пребывания.



		
		
Просмотров: 2578